Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Украинские легенды о кузнецах-змееборцах

В Киеве на Руси, судя по рукописной летописи от 1114 года, древнейшее имя укротителя огненной стихии и кузнечества Сварога не вытеснялось именами святых христианства. Круг дел Сварога-Гефеста, без всяких сомнений, однозначно больше, чем только производство изготовление вооружения, кузнецкое дело. Он – отец Солнца и первооткрыватель огненной стихии (в «Слове об символах»: «...огневи Сварожицю молятся...»); огонь объединяет кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не кузнец; при нём: небесные клещи упали, столь необходимые кузнецам для их работы. Сварог же скорее мифический образ, сделавший открытие для всего человечества металла и определивший порядки в семье.

В украинских мифических рассказах о борцах со змиями кузнецы от бога выступают не в языческом облике, а под именами святых христиан Козьмы и Демьяна, которые по их церковному житию были братьями, они были целителями и не имели определённого отношения к кузнечному делу. Преобразование их на христианской земле в кузнецов было по принципу простых ассоциаций: «кузня» – «Козьма». Два брата были приемлемыми и в ином видении – кузнецов у наковальни всегда двое: один удерживая зажимает клещами заготовку и кладет на неё «кладиво» (малый молоток), а другой, помощник кузнец, ударяет молотком по кладиву и производит саму ковку. В некоторых случаях за место пары Козьма – Демьян в мифах проявляется и другая известная пара – Борис и Глеб. Не редко пара святых видоизменяется в «бога» Козьмодемьяна.

Связь Козьмы и Демьяна с кузнецким делом определённо прослеживается и в русских и в белорусских волостях. В кузнечных деревнях средневековых городов строили храмы Козьмы и Демьяна, вокруг которых основывались производственные общества мастеров-кузнецов. Фольклорные борцы со змиями нам известны, во-первых, по отдельно стоящим козьмодемьянским мифам (точнее, по изменению древнейших мифов, потерявших все признаки жанра), а во-вторых, как один из частей самых распространённых рассказов о борьбе богатырей со Змеем.

Начальной формой борца со змиями следует, бесспорно, считать не двух кузнецов, а одного демиурга, так как, не обращая внимания на парность святых Козьмы и Демьяна, пересказчики мифов периодически оговаривались с единственным числом, создавая необычную форму – коваль (кузнец) Козьмодемьян.

Кузнец-змееборец – это самый первый кузнец, сделавший плуг (иногда научивший возделыванию земель). Он определённо приближен к Сварогу или даже тождествен с ним, так как выделенная летописцем функция Сварога – хранителя брака целиком переведена в восточнославянской культуре на Козьмодемьяна. Козьмодемьян – поздний христианский псевдоним древнейшего языческого Сварога. Первые кузнецы были у праславян в чернолесское время, в IX – VIII веках до нашей эры. Приблизительно в это время стали появляться и первейшие плуги. Если, упоминая Сварога, разговаривать о происхождении христианской семьи, то для православных (судя по маленьким хижинам Пустынки) движение её разделения начинался ещё до первого проявления кузнецов бронзового века. Всё это ведёт к тому, что написание легенды и мифы о демиурге Свароге отнесены к тому определённо важному времени, когда происходило открытие железа, то есть непосредственно ко времени археологической чернолесской культурологии в Среднем Поднепровье.







Фольклор мира







*




**