Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Типы украинского танца

В обширнейшей истории украинского народного искусства и творчества одно из важнейших мест занимает украинский народный танец, который давно прославился и за пределами Украины. Наделенный многими талантами украинский народ создал многообразное искусство. Украинский народный танец развивался вместе с народом на протяжении всей истории Украины, которая придавала ему новое содержание и необыкновенные выразительные средства. Танец Украины очень разнообразный - то задумчивый и медленный, то быстрый, стремительный, веселый, то ласковый и нежный. Украинский танец по своим отличительным признакам и особенностям можно разделить на пять этнографических зон.

Первая зона – Центральная Украина (Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей). Культура этой зоны танцем очень богата. Здесь широко распространены такие танцы, как гопак, веснянки, хороводы, казачки.

Вторая зона – Полесье (Волынская, Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго-восток Львовской и некоторые части других областей). Здесь из танцев наиболее распространен так называемый «танец-крутняк», что означает «крутится, вертеться». Также в этой зоне распространен вид общественного гопака - «полесский гопак».

Третья зона – Подолье (Хмельницкая, Тернопольская, Дрогобыжская, юго-запад Иваново – Франковской областей). Здесь в танцах распространены трудовые и игровые темы, то есть это обрядовые пляски и хороводы.

Четвертая зона – Карпаты. Наиболее большая зона. Поэтому танец зависит от народности, которая населяет Карпаты: бойки, станиславцы, гуцулы, буковинцы и множество других. Каждая из этих народностей имеет свой национальный костюм, культуру, песню, танец.

Пятая зона – Крым и южные области Украины (Одесская, Симферопольская, Запорожская, Николаевская, Днепропетровская). Из танцев здесь наиболее популярен херсонский гопак, который, согласно истории, танцевали украинские чумаки, которые ездили на волах за солью в Крым.

Исходя из общей характеристики украинских танцев можно отметить, что наиболее сильное влияние на их развитие влияли народные обряды, празднования и обычаи. Их многообразие и изобилие рождало новые танцы на основе старых, нередко просто переделывая их, совершенствуя. Особую роль играли обычаи, которые являлись наследием ещё языческой Руси. Обряды порождали множество новых ритуальных и обрядовых танцев, как например танец «Веснянка», который заключался в вождении хороводов, в центре которого девушки плели венки и гадали. Однако символом украинского танца всегда был и остается гопак, танец, который пришел из казачества. Одной из упрощенных и в то же время распространенных форм гопака является «казачок», названный народом так в честь своих защитников.

Многообразное украинское искусство, восприняло все лучшее от украинского танца, очистило танец от всего чужого и постоянно пополняет танец всеми своими выразительными средствами. Многообразие и красота этих хореографических средств позволяют украинскому танцу предстать во всей своей привлекательности и делают его неотъемлемой составной частью мирового хореографического искусства.







Фольклор мира







*




**