Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Национальные костюмы Татарстана

Татарский национальный костюм – это целостный стилевой ансамбль, гармонично сочетающий в себе и ткани, и орнаменты, и сложные головные уборы, и ювелирные украшения.

Татарская народная одежда отличается своей монументальностью. Основу и мужского, и женского костюмов составляют рубаха и штаны свободного покроя из легких тканей. Туникоподобная рубаха, шилась длиной до колен (у мужчин) или по щиколотку (у женщин). Она представляла собой широкое, прямое, сложенное пополам полотнище, без швов на плечах, с воротником-стойкой, длинными широкими рукавами и центральным разрезом на груди. Отличие женской туники состояло так же в выборе ткани, использовании воланов и красочных аппликаций. Под рубаху женщины надевали «нагрудник». Татарские рубахи никогда не подпоясывались. Белые домотканые рубахи украшали разноцветной тесьмой и вышивкой.

Штаны «с широким шагом» для мужчин шились из полосатой, а для женщин – из однотонной ткани.

Верхняя одежда была длинной, распашной, с правосторонним запахом, проймами для рук или длинными рукавами. Изготовлялась либо из сукна домашней выработки, либо из шерстяной или хлопчатобумажной ткани фабричного изготовления, либо из шерсти. Женская верхняя одежда отличалась от мужской только декоративной отделкой.

Обязательным элементом верхней одежды был пояс. Пояса были в основном матерчатые или шерстяные вязаные. Более ранние модели поясов могли быть бархатными, ковровыми, изготовленными из серебряных пластинок, с массивными пряжками.

Татарский головной убор тоже был двух видов – верхний и нижний. Нижний (домашний) головной убор представлял из себя четырехклинную тюбетейку, надеваемую на макушку. К верхним относились круглые, из четырех клиньев шапки, конусообразного вида с меховым околышем, цилиндрические с плоским верхом и каракулевым околышем. Незамужние девушки носили калфак, который прикрывал только голову. Головной убор замужних дам закрывал и шею, и плечи, и спину. Пожилые женщины носили «покрывала». Они могли быть любой формы (треугольной, квадратной, прямоугольной). Поверх покрывал надевались верхние уборы – повязки-платки и шапки.

Обувь мужчин и женщин различалась лишь высотой каблука, декоративным оформлением, размером голенищ. Татары обертывали голень наголенниками, либо надевали белые матерчатые или вязаные чулки. Поверх надевали лапти (как рабочую обувь), либо кожаные башмаки или ичиги. Кожаные сапожки у мужчин были черными, а у женщин цветными, мозаичными. Они могли быть на мягкой и на твердой подошве. Носили татары и валенки, и калоши. Праздничной обувью являлись туфли (башмаки). Туфли изготавливались из бархата, украшались жемчугом, бисером, расшивались золотыми и серебряными узорами. Традиционные туфли имели вытянутую форму и загнутые кверху носки.

Немаловажным элементом татарского национального костюма являлись украшения. Мужчины украшали себя перстнями, дорогими пряжками. Татарки же носили много разнообразных украшений. Это были и шейно-нагрудные украшения, и браслеты, и серьги, и перстни, и кольца, и подвески, и перевязи, и монетные накосники.

В разных этнографических группах Татарстана костюм имел свои особенности.

Татарский национальный костюм – это не только результат народного художественного творчества, но и визитная карточка этого народа, нуждающаяся в изучении, сохранении и развитии.











Фольклор мира







*




**