Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Татарский танец

2 фигура

Фигура вторая

9—10-й такты.
Танцующие соединяют руки, разводят их в стороны (рис. 74) и исполняют переступание с поворотом (движение четвертое): девушка — начиная с левой ноги, юноша — с правой. При этом на счет «два» 9-го такта юноша отпускает левую руку девушки, и танцующие поворачиваются спиной по линии движения танца, становясь рядом (правым плечом к центру). Соединенные руки (левая юноши и правая девушки), слегка согнутые в локтях, проводят вперед

11—12-й такты.
с левой ноги и поворачивается влево, становись лицин по линии движения танца, девушка — с правой и слегка поворачивается вправо, становясь правым плечом к юноше. При этом девушка на счет «два» 12-го такта приставляет левую ногу к правой в шестую позицию и переносит на нее тяжесть корпуса. В конце движения руки разъединяют.

13—14-й такты.
Танцующие берут друг друга под правую руку. Девушка левой рукой придерживает платье, юноша левую руку отводит в сторону. Исполняют основной шаг, начиная с правой ноги, делая на месте полный поворот по ходу часовой стрелки. В конце 14-го такта разъединяют руки.

15—16-й такты.
Танцующие соединяют правые руки и поднимают их вверх. Девушка, начиная с правой ноги, исполняет вальсовый поворот с притопом (движение пятое), при этом делает под соединенными руками полный поворот по ходу часовой стрелки. Юноша на 15-й такт с правой ноги исполняет основной шаг, а на 16-й такт — тройной притоп. В конце 16-го такта танцующие становятся в исход ное положение.
Танец повторяется.



Жанры татарского музыкального фольклора

Баит (бает) – древнейший жанр музыкального фольклора, фактически это татарский эпос. Это очень длинный (до 30 куплетов), неторопливый, напевный, наполненный подробностями рассказ о каких-то событиях, исполняемый от лица рассказчика. Главное в нем – текст, мелодия лишь помогает восприятию содержания, которое может быть самым различным: историческим, семейно-бытовым, сказочно-фантастическим.

Мунаджат – еще один древний жанр музыкально-поэтического творчества татар. Песня в этом жанре имеет характер монолога-жалобы, монолога-размышления. Часто в мунаджате присутствует обращение к Богу, поучение, наставление. Поют его в основном пожилые люди, испытавшие немало трудностей в жизни.

Салмак – лирические песни - составляют значительную часть татарского музыкального фольклора. Впрочем, сюжеты их стары, как мир. В песне «Ак каен» («Белая береза») живописно воспевается старая береза, вокруг которой каждую весну маленькие красивые девочки водят праздничный хоровод. Песня «Олы юлнын тузалы» («Пыль большой дороги») – о быстротечности жизни.

Пыль большой дороги

Сама видела, как поднималась.

Не заметила, не почувствовала,

Как пролетела молодая жизнь.

А вот песня «Шэл бэйлэдем» («Шаль вязала») - о любви, о надежде на взаимность.

Песни татарского народа – это его душа, вечное зеркало жизни татар. Многие известные исполнители включили их в свой репертуар, не давая засохнуть чистому источнику народного творчества.







Фольклор мира







*




**