Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Татарские танцы

Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.

Кого-то исторический танец интересует как «проводник» в мир истории культуры, кого-то — как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, другого мировоззрения, другого мира, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.

До Октябрьской революции танец среди татар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусству вообще, кодекс реакционной морали буржуазии и духовенства — всё это мешало развитию народного танца.

Несмотря на все запреты, народ любил свои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы.

Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на «хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.

Одни зимние вечерние посиделки назывались «аулакэи», другие — «кич утыру». На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки «саулакэй» и «кач утыру» устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя.

Весной и летом собрать такие вечерники веселья было труднее. Лишь при праздновании «Сабантуя» или во время рекрутских наборов, когда ненадолго ослабевал надзор власти. При подходящем случае не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения.

Обычно праздник завершается всеобщим танцем - хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

Одним из излюбленных танцев было «Пляска двух друзей». Этот веселый народный танец исполняют двое юношей.

Цветная рубашка со стоячим воротником; рукав длинный, без манжеты. Блеск, искусность одежды играет особую роль. Этими узорами и раскраской передается традиция культуры.

И вот все готовы - предстоит начало танца, юноши стоят рядом в последней левой кулисе, обняв друг друга сзади за талию, лицом к наблюдающим за ними народом. Свободные руки заведены за спину под камзол. Ничего лишнего. Восторг зрителя ясен. Горячий нрав иллюстрируется в танце «Джигиты», в котором молодцы выступают в шапках с лисьими хвостами.

Можно заметить, что в современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, далеко не утрачена культура и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунков старинного…







Фольклор мира
Танцевальные традиции Татарстана

Техника исполнения танцев

Татарский народный танец
Фигура вторая
1. Основной шаг
2. Тройной притоп
3. Двойной притоп
4. Переступание с поворотом
5. Вальсовый поворот с притопом

Утерянные музыкальные инструменты
Популярные национальные инструменты
Национальные костюмы Татарстана
Национальный костюм. XIX век
Ткани, украшение и цветовая гамма костюмов
Мифы и легенды Татарстана








*




**