Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

На куби

Танец «на куби» из деревни Велка Кубра характерен для западной Словакии.

Танец парный или парно-массовый, импровизационный. Исполнители могут держаться за руки или, разъединив их, танцевать друг перед другом. Девушка может вращаться на месте перед юношей, а юноша может выполнять присядку перед девушкой или двигаться вокруг нее. Поднявшись, юноша может правую руку поднять вверх и переводить кисть справа налево, как бы акцентируя движение. Исполнители могут поочередно подхлопывать друг другу.

В предлагаемом народно-сценическом варианте танца возможны ходы по кругу, парные вращения, подъемы и переносы девушек. Описание сделано на четыре пары. Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом по кругу против хода часовой стрелки, девушка — справа от юноши. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки раскрыты в стороны и чуть подняты вверх. Корпус прямой. Голова повернута лицом друг к другу. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.

1-я фигура. 16 тактов. Музыка А.

1-й—10-й такты Исполнители пара за парой мчатся по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 37): девушка с правой ноги, проскальзывая вперед на левой ноге, юноша с левой ноги, проскальзывая вперед на правой ноге.

К концу 10-го такта исполнители образуют полукруг, стоя в парах лицом к центру.

11-й—16-й такты Исполнители в парах, вращаясь по ходу часовой стрелки спиной по направлению движения, делают два полных круга (дв. № 37). Юноша переступает почти на месте, девушка одновременно с ним делает более крупные шаги назад. Шаги выполняются на каждую четверть такта. Корпус прямой. Голова повернута лицом друг к другу. Руки в том же положении. Вращаясь, исполнители парами расходятся из полукруга к правым и левым кулисам, образуя к концу 16-го такта две линии, перпендикулярные авансцене.

2-я фигура. 16 тактов. Музыка Б.

1-й—6-й такты Исполнители, сохраняя линию, идут парами навстречу друг другу (дв. № 37) и меняются сторонами. Пары, находящиеся спиной к правым кулисам, проходят впереди пар, идущих навстречу. Руки в том же положении.

7-й—10-й такты Исполнители в парах, поменявшись сторонами, вращаются против хода часовой стрелки (дв. № 37) и к концу 10-го такта останавливаются пара за парой двумя линиями перпендикулярно авансцене лицом к зрителю.

11-й—14-й такты Исполнители в парах выполняют «подъем девушки» (дв. № 38, 1-й вид). Юноша дважды сажает девушку на бедро правой ноги.

Юноша вместе с поднятой на бедро девушкой вращается на полупальцах левой ноги влево, делая полный круг. На счет «раз» 16-го такта девушка спрыгивает на пол на обе ноги по 6-й позиции, юноша подставляет правую ногу в 6-ю позицию. Руки в том же положении.

3-я фигура. Повторение 1-й фигуры. 16 тактов. Музыка А.

1-й—10-й такты Исполнители пара за парой мчатся по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 37). К концу 10-го такта, обойдя круг, пары выстраиваются в одну линию, параллельную авансцене, лицом к зрителю. Руки в том же положении.

11-й—16-й такты Исполнители, делая шаг назад, вращаются в парах по ходу часовой стрелки спиной по направлению движения. Корпус прямой. Голова повернута лицом друг к другу.

4-я фигура. 16 тактов. Музыка Б.

1-й—10-й такты Исполнители, сохраняя линию, двигаются в парах вперед, на зрителя (дв. № 37). Руки в том же положении.

11-й—12-й такты Исполнители в парах выполняют «подъем девушки» (дв. № 38, 2-й вид). На счет «раз» 11-го такта юноша берет девушку обеими руками за талию. На счет «раз» 12-го такта сажает ее себе на бедро правой ноги. Девушка садится обеими коленками, слегка повернув корпус к зрителю. Обе руки девушки лежат на плечах юноши. У юноши верх корпуса повернут к девушке.

13-й—14-й такты На счет «раз» 13-го такта каждая девушка спрыгивает на пол на обе ноги по 6-й позиции лицом к юноше, юноша продолжает держать девушку обеими руками за талию. Насчет «раз» 14-го такта юноша сажает девушку себе на бедро левой ноги. У девушки корпус повернут правым плечом к зрителю, у юноши — к девушке. Руки в том же положении.

15-й—16-й такты На счет «раз» 15-го такта девушка спрыгивает на пол на обе ноги по 6-й позиции лицом к юноше. На счет «раз» 16-го такта юноша, поднимая девушку, сажает ее себе на бедро правой ноги. Девушка правую руку, юноша левую могут раскрыть в сторону. На этом танец можно закончить.







Фольклор мира







*




**