Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Уклакована

Танец характерен для деревни Миява западной Словакии, но танцуют его во многих районах Словакии. Исполняется одной или несколькими парами. Танец построен на покачивании корпусом и на вращении. «Уклаковану» исполняют в сапогах. Предлагаемый вариант танца чисто народный.

Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом друг к другу. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию, левой рукой — правую руку девушки. Руки согнуты в локтях. Локти опущены вниз. Кисти рук направлены вверх. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Ноги у девушки — по 6-й позиции, у юноши — по 2-й позиции.

Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.

Покачивание в сторону девушки.

Юноша на счет «раз», оставаясь по 2-й позиции, слегка наклоняя корпус, поворачивает его левым плечом вперед, к девушке. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Пятка левой ноги отделяется от пола. Одновременно девушка, трамплиня, пристукивает каблучками об пол по 6-й позиции. Корпус поворачивает левым плечом вперед, к юноше. Руки в том же положении.

На счет «два» — пауза.

Покачивание в сторону юноши.

Юноша на счет «раз», оставаясь по 2-й позиции, слегка отклоняя корпус, поворачивает его левым плечом назад, от девушки. Тяжесть тела переносится на левую ногу. Носок правой ноги отделяется от пола. Одновременно девушка, трамплиня, пристукивает каблучками об пол по 6-й позиции. Корпус поворачивает правым плечом вперед, к юноше. Руки в том же положении.

На счет «два» — пауза.

Повторение 1-го такта. Покачивание в сторону девушки.

Повторение 2-го такта. Покачивание в сторону юноши.

Вращение в сторону девушки пятью переступаниями.

Исполнители в паре вращаются на месте в сторону девушки, то есть по ходу часовой стрелки. На счет «раз» юноша делает шаг правой ногой вперед, к девушке, девушка — шаг левой ногой назад по направлению движения. На счет «два», продолжая вращение, юноша делает шаг левой ногой вперед, к девушке, девушка — шаг правой ногой назад по направлению движения. Повторение 5-го такта.

Исполнители в паре продолжают вращение в сторону девушки двумя переступаниями. Исполнители в паре, продолжая вращение в сторону девушки, делают шаг, ударяя всей ступней об пол: девушка — левой ногой назад по направлению движения, юноша — правой ногой вперед, к девушке. Вращение в сторону девушки, то есть по ходу часовой стрелки, пятью переступаниями закончено. На счет «два» — пауза. Вращение в сторону юноши тремя переступаниями.

Исполнители в паре вращаются на месте в сторону юноши, то есть против хода часовой стрелки. На счет «раз» юноша делает шаг левой ногой назад, поворачивая девушку в свою сторону. Девушка делает шаг правой ногой вперед, к юноше. На счет «два», продолжая вращение, юноша делает шаг правой ногой назад по направлению движения, девушка — шаг левой ногой вперед, к юноше.

Исполнители в паре делают шаг, ударяя всей ступней об пол: юноша левой ногой назад по направлению движения, девушка правой ногой вперед к юноше.

Вращение в сторону юноши, то есть против хода часовой стрелки, тремя переступаниями закончено.

На счет «два» — пауза. Два переступания на месте.

На счет «раз» исполнители в паре переступают на месте: девушка левой ногой по 6-й позиции, юноша правой ногой по 2-й параллельной позиции.

На счет «два» исполнители переступают на месте: девушка правой ногой по 6-й позиции, юноша левой ногой по 2-й параллельной позиции.

На счет «раз» девушка на месте делает маленький соскок по 6-й позиции, пристукивая каблучками об пол. Юноша поднимает вверх левую руку, соединенную с правой рукой девушки. Левую руку девушка кладет себе сбоку на талию. На счет «два» девушка переступает на месте правой ногой, слегка отделяя левую ногу от пола (дв. № 36, «затакт и»).

12-й—14-й такты Вращение девушки.

Девушка вращается вправо под поднятой правой рукой, соединенной с левой рукой юноши, то есть по ходу часовой стрелки (дв. № 36). Юноша левой рукой, поднятой вверх, подкручивает девушку. Юноша, оставаясь на месте, отделяет от пола носок правой ноги и переводит его по воздуху справа налево. Правая рука у юноши поднята вверх, кисть слегка отогнута, и он переводит ее справа налево вместе с носком правой ноги, как бы акцентируя движение. Девушка вращается на три полных круга, по одному на каждый такт.

15-й—17-й такты Повторение 5—7-го тактов. Вращение в сторону девушки пятью переступаниями.

18-й—19-й такты Повторение 8—9-го тактов. Вращение в сторону юноши тремя переступаниями.

20-й такт Повторение 10-го такта. Два переступания на месте.

На следующие такты танец повторяется сначала и может исполняться несколько раз подряд.







Фольклор мира







*




**