Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Трешчак

Трешчак — парный танец восточной Словакии, исполняется любым количеством пар. «Трешчак» не имеет канонизированной формы построения и может видоизменяться по желанию балетмейстера; предлагаемая композиция танца сделана на чисто народных движениях. Для танца характерны парное вращение, повороты девушки, переходы девушки перед юношей и т. д.

Исходное положение. Исполнители стоят в паре лицом друг к другу: девушка правым плечом к зрителю, юноша — левым. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию, левой рукой — за правую руку. Соединенные руки подняты в сторону зрителя. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 2/4. Темп быстрый.

1-я фигура. Парное вращение. 12 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

1-й—2-й такты Исполнители в паре четырьмя простыми шагами вращаются на полкруга вправо, в сторону девушки (дв. № 16): девушка, начиная правой ногой назад, юноша — левой ногой вперед. К концу 2-го такта исполнители поворачиваются спиной к зрителю. Девушка разъединяет правую руку с левой рукой юноши.

Исходное положение.

Исполнители начинают поворачиваться друг от друга: девушка вправо, юноша влево. Девушка снимает левую руку с правого плеча юноши, правую руку, сгибая в локте, отводит назад до уровня талии. Юноша правой рукой берет сзади правую руку девушки. Обе руки находятся на уровне талии девушки. Движение выполняется быстро.

Юноша перехватывает левой рукой правую руку девушки и поворачивает девушку вправо, то есть лицом к себе. Одновременно сам поворачивается влево. Исполнители возвращаются в исходное положение, то есть юноша правой рукой берет девушку сзади за талию, девушка левую руку кладет на правое плечо юноши.

5-й—6-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители в паре выполняют вращение не на полкруга, а на полный круг.

7-й—12-й такты Повторение 1—6-го тактов.

К концу 12-го такта исполнители в паре останавливаются лицом к зрителю, девушка справа от юноши. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки раскрыты в стороны.

2-я фигура. Переходы девушки. 14 тактов. Музыка Б.

1-й—2-й такты Исполнители в паре выполняют движение № 17. Девушка переходит от правого плеча юноши к левому плечу, проходя перед юношей двумя шагами, начиная с левой ноги, после чего на счет «раз» 2-го такта выполняет «шпоры» (дв. № 1) с левой ноги. Правую руку кладет на левое плечо юноши, левую руку раскрывает в сторону. На счет «два» — пауза.

Одновременно юноша делает на месте два переступания левой, затем правой ногой и перехватывает девушку сзади левой рукой за талию. На счет «раз» 2-го такта юноша перескакивает на всю ступню левой ноги, одновременно поднимая правую ногу вперед вправо, вытянутую в колене и подъеме. На счет «два» ударяет ладонью правой руки сверху по правой ноге выше колена.

3-й—4-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Но теперь девушка переходит от левого плеча юноши к правому плечу, делая шаг правой, затем левой ногой. На счет «раз» 4-го такта выполняет «шпоры» (дв. № 1) с правой ноги. Левую руку кладет на правое плечо юноши, правую руку раскрывает в сторону. Одновременно юноша делает на месте два переступания правой, затем левой ногой и перехватывает девушку сзади правой рукой за талию. На счет «раз» 4-го такта он перескакивает на всю ступню правой ноги, одновременно поднимая левую ногу вперед влево, вытянутую в колене и подъеме. На счет «два» ударяет ладонью левой руки сверху по левой ноге выше колена.

5-й—8-й такты Повторение 1—4-го тактов.

9-й—10-й такты Повторение 1—2-го тактов 1-й фигуры.

Исполнители в паре лицом друг к другу вращаются на полкруга вправо (дв. № 16).

11-й—12-й такты Повторение 3—4-го тактов 1-й фигуры.

Исполнители поворачиваются друг от друга, затем лицом друг к другу, возвращаясь в исходное положение.

13-й—14-й такты Повторение 5—6-го тактов 1-й фигуры.

Исполнители в паре выполняют вращение на полный круг. К концу 14-го такта останавливаются лицом друг к другу и берутся за руки. Ноги — по 6-й позиции.

3-я фигура. Трешчак. 18 тактов. Музыка В.

1-й—2-й такты Исполнители в паре лицом друг к другу выполняют «трешчак» (дв. № 18), то ударяя пяткой о пятку, поднимаются на полупальцы по 6-й позиции, то, опускаясь на всю ступню одной ноги, поворачиваются друг к другу левым, затем правым плечом.

3-й—8-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители в паре продолжают выполнять «трешчак», держась за руки.

9-й такт Исполнители в паре на счет «раз» приседают по 6-й позиции. На счет «два» девушка остается в полуприседании по 6-й позиции, юноша высоко прыгает, вытягивая ноги в коленях и упираясь о согнутые в локтях руки девушки. У юноши руки вытянуты в локтях (дв. № 19).

10-й такт На счет «раз» юноша опускается с прыжка на обе ноги по 6-й позиции, слегка приседая.

На счет «два» исполнители, оставаясь по 6-й позиции, вытягивают ноги в коленях. Руки соединены и протянуты вперед между исполнителями.

11-й—16-й такты Исполнители в паре лицом друг к другу выполняют «трешчак» (дв. № 18), одновременно вращаясь в паре вправо, то есть по ходу часовой стрелки. Руки в том же положении.

17-й такт Повторение 9-го такта.

Исполнители в паре на счет «раз» приседают по 6-й позиции. На счет «два» девушка прыгает, сгибая ноги в коленях и упираясь о согнутые в локтях руки юноши.

18-й такт Повторение 10-го такта.

На счет «раз» девушка опускается с прыжка на обе ноги по 6-й позиции, слегка приседая. На счет «два» исполнители, оставаясь по 6-й позиции, вытягивают ноги в коленях.

На этом танец может быть закончен или повторен с 1-й либо с 3-й фигуры.







Фольклор мира







*




**