Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Карички

Карички— женский танец типа хоровода. Наиболее характерен он для восточной Словакии, но исполняется по всей стране. В композиции преобладает круговая форма. Исполнительницы могут то разъединять круг, то вновь его образовывать. Обычно «карички» исполняется под пение. Танец построен на движениях, подчеркивающих игру большого количества юбок, характерных для словацкого женского костюма. Во время танца юбки волнообразно колышутся.

Предлагаемая композиция рассчитана на шесть исполнительниц.

Исходное положение. Исполнительницы одной линией стоят в последней правой кулисе правым плечом к сцене и через одну держатся сзади за руки. Руки скрещены и находятся на уровне талии. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.

1-я фигура. Ход по прямой, змейкой и по кругу. 28 тактов. 10 тактов—музыка А (проигрывается два раза), 18 тактов — музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—18-й такты Исполнительницы, сохраняя линию и держась сзади за руки, выходят основным ходом (дв. № 8) с правой ноги. Акцентируя каждый шаг правой ноги, но без стука, они двигаются вначале по прямой, затем «змейкой» в сторону зрителя и по кругу против хода часовой стрелки.

19-й такт Исполнительницы, продвигаясь вперед, выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

20-й—27-й такты Исполнительницы продолжают двигаться основным ходом (дв. № 8) по кругу против хода часовой стрелки, разъединяют скрещенные руки и, растягивая круг, к концу 27-го такта останавливаются лицом к центру круга, берясь за руки.

28-й такт Исполнительницы выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

2-я фигура. Ход по кругу в одну и в другую сторону. 10 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

1-й—4-й такты Исполнительницы, сохраняя круг и держась за руки, двигаются по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 10), начиная с правой ноги. Корпус повернут левым плечом к центру.

5-й такт Исполнительницы, не меняя положения, выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

6-й—9-й такты Исполнительницы, резко повернувшись правым плечом к центру, двигаются по кругу по ходу часовой стрелки (дв. № 10) также с правой ноги.

10-й такт Повторение 5-го такта.

Исполнительницы выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

3-я фигура. Бег по кругу. 18 тактов. Музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—8-й такты Исполнительницы, держась за руки, двигаются по кругу против хода часовой стрелки, выполняя бег по кругу (дв. № 11) с правой ноги.

9-й такт Исполнительницы, не тормозя движения по кругу, выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

10-й—17-й такты Повторение 1—8-го тактов.

Исполнительницы двигаются против хода часовой стрелки, выполняя бег по кругу (дв. № 11) с правой ноги.

18-й такт Исполнительницы сужают круг, берясь через одного сзади за руки на уровне талии (руки скрещены), и одновременно выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

4-я фигура. Покачивание корпусом. 10 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

1-й—9-й такты Исполнительницы, держась через одного сзади за руки и сохраняя круг, выполняют движение № 12 с правой ноги. Низ корпуса поворачивается то правым бедром вперед, то выпрямляется.

10-й такт Исполнительницы выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

5-я фигура. Переходы девушек. 18 тактов. Музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—2-й такты Исполнительницы, продолжая держаться сзади за руки, двигаются по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 8). Корпус слегка повернут левым плечом к центру круга. Голова повернута лицом по направлению движения.

3-й—4-й такты Четные исполнительницы — вторая, четвертая и шестая — разъединяют левые руки; четырьмя шагами, начиная с правой ноги, обходят спереди девушку, стоящую справа, и, повернувшись вправо, встают справа от нее лицом к центру круга. Все исполнительницы берутся сзади за руки.

5-й—6-й такты Повторение 1—2-го тактов. Исполнительницы продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 8).

7-й—8-й такты Повторение 3—4-го тактов.

Теперь другие исполнительницы обходят спереди девушку, стоящую справа, четырьмя шагами, начиная с правой ноги. И каждая исполнительница возвращается на свое первоначальное место.

9-й такт Исполнительницы продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 8).

10-й такт Четные исполнительницы, разъединяя левые руки, вдвое быстрее обходят спереди девушку, стоящую справа, то есть делают два шага правой, затем левой ногой и, повернувшись вправо, встают на ее место. Все исполнительницы вновь берутся сзади за руки.

11-й—18-й такты Повторение 9—10-го тактов.

Исполнительницы продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки и к концу 18-го такта выстраиваются в одну линию лицом к зрителю. Руки сзади скрещены.

6-я фигура. Ход линией вперед. 10 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

1-й—10-й такты Исполнительницы, сохраняя линию, двигаются вперед (дв. № 13), начиная с правой ноги.

7-я фигура. Ход линией назад. 9 тактов. Музыка Б.

1-й—8-й такты Исполнительницы, сохраняя линию; двигаются назад спиной по направлению движения (дв. № 14). Руки сзади скрещены.

9-й такт Исполнительницы выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги.

8-я фигура. Финал. Ход линией вперед. 9 тактов. Музыка Б.

1-й—8-й такты Исполнительницы, сохраняя линию, двигаются вперед, в сторону зрителя, шагом с подскоком (дв. № 15), начиная с правой ноги. Руки сзади скрещены.

9-й такт Исполнительницы выполняют «ключ» (дв. № 9) с правой ноги. Корпус прямой. Руки в том же положении. Голова направлена лицом к зрителю.







Фольклор мира







*




**