Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Национальные музыкальные инструменты

Особенностями словацкого традиционного фольклора, как и во всех остальных славянских культурах, исторически предопределено сочетание духовой, струнной и ударной составляющих в народной музыке.

Наиболее популярной и известной во всём мире бесспорно является фуяра, «самый словацкий музыкальный инструмент из всех музыкальных инструментов». Так же фольклорный ансамбль представлен цимбалами и словацкой «басой».

Фуяра (словацк. fujara) —деревянный духовой инструмент, поперечная флейта. Современное название – словацкая обертоновая флейта. Классифицировать этот инструмент можно как флейта-обертон-соло в басовом регистре. Фуяра это объективно самая большая европейская флейта: её длина составляет от 0,9 до 2,3 метра. Особенностью фуяры является наличие воздуховодной трубки (аналогично южноамериканской макене). Эта флейта имеет всего лишь три отверстия-клапана, поэтому изменение высоты тона решается главным образом силой выдувания. Это означает, что простые мелодии на фуяре можно исполнять используя лишь изменение напора выдуваемого воздуха. Вместе с тем, в комбинации с несложной техникой перебора пальцами трёх отверстий, легко достигается диапазон звучания более чем в три октавы, а тонкие изменения дыхания предоставляют возможность получения полутонов. В уединении словацких гор фуяра за столетия сохранила первозданную простоту конструкции, естественность и лёгкость в изучении техники игры. Но, несмотря на простоту конструкции, каждая флейта фуяра – это уникальное произведение искусства, изготавливающееся вручную из древесины лиственных деревьев: обычно клёна, бука. Корпус флейты, как правило, богато украшен резьбой. Сочный, глубокий звук этого инструмента словацких пастухов помогал им успокаивать пасущихся овец. В контексте того факта, что современная медицина начинает уделять внимание музыкальной терапии как действенному средству лечения, можно утверждать, что звуки фуяры оказывают такое же успокаивающее, расслабляющее влияние и на людей тоже. Услышать фуяру впервые – это, поистине, почти мистический опыт.

«Нежный ветер, кажется, несёт издалека звуки столь же отдалённые и мечтательные, как и горный пейзаж, теряющийся в тумане времени. С рассветом цвета обретают яркость, проявляясь из синего сумрака ночи, и доносятся издалека мягкие и шелковистые волны подобного жемчугу звука… Это – фуяра.» (Я.Л. Белла)

Баса (словацк. basa) – это, в общем-то, привычный нам контрабас. Каких либо значимых конструктивных отличий словацкий контрабас не имеет, разве что расписывается традиционными словацкими орнаментами. Этот инструмент олицетворяет у словацкого народа матушку-зиму. Во время праздника мясопуста (аналог русской масленицы) проводить ее в последний путь каждый здесь считает своим долгом. В каждой словацкой деревне проводы, вернее похороны зимы происходят по-разному. Где-то басу безжалостно топят в проруби, где-то закапывают в сугроб, где-то сжигают на костре.

Считается, что цимбалы (словацк. сimbal) как и в другие страны Европы, пришли в словацкие Татры из Персии и восходят в своей родословной к древнеперсидскому инструменту - сантуру. Цимбалы представляют из себя, по сути, ящик с декой на которые натягиваются металлические струны. В Словакии верхняя дека традиционно изготавливается из ели, а корпус, или нижняя дека – из клёна. Звук из струн извлекается молоточками или особыми металлическими крючками. В современном применении классические цимбалы заменены в Словакии большими концертными цимбалами, разработанными венгерскими создателями музыкальных инструментов братьями Шунда.

В средние века в Высоких Татрах звучали так же гажди (разновидность волынки) и конковка (пастуший рожок). Однако сегодня эти инструменты в фольклорных словацких ансамблях практически не применяются.







Фольклор мира







*




**