Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

История словацкого танца

Словаки отличаются веселым нравом и добродушием, поэтому и торжества у них всегда сопровождаются веселыми песнями и зажигательными танцами. Мелодии ранних словацких песен и танцев тесно связаны с крестьянским и пастушьим бытом. Музыку этой страны отличает разнообразие славянского мелоса, сочетание напевности с ритмической характерностью. Но все-таки практически у каждого народа есть наиболее характерный для него танец, определенный мелос, движения, в которых выражены наиболее важные и существенные стороны народного быта. И для словаков этим танцем стала полька. Полька по своему происхождению является славянским танцем, но за счет своих исключительных свойств – буйного озорства, веселья, кокетливости – быстро распространилась по всей Европе, и каждый народ вкладывал в этот танец оптимизм, радость и задор.

Одним из зрелищных и характерных мужских танцев можно назвать Яношиковский танец – это старинный народный танец, широко распространенный в средней Словакии. Он появился во времена господства феодализма в стране и выражал стремление к освобождению. Танец исполняется обычно с топориками. Танцуют его исключительно мужчины. Характерная его особенность - присядки, которые в других видах танцев встречаются очень редко. Танцоры показывают смелость, силу, умение владеть оружием. Танец волевой, мужественный, названный Яношиковским в честь борца за свободу страны по имени Юро Яношик, героя песен, сказок и баллад, носящего по праву имя татранского Робин Гуда.

Словацкие польки, напротив, отражают совсем другой характер – легкий, радостный, оживленный. Девушки-подружки исполняют танец, построенный на обилии верчения и подскоках, лишь на время отпуская руки, которыми они держатся с самого начала номера. Для полек характерен очень аккуратный и четкий ритм, точное выполнение всех шагов на строго определенный счет, характерная пульсация ритма польки поддерживается постоянной работой коленей – узнаваемым движением с акцентом на счет «раз» и поднятием левой ноги на счет «два».

В 13 веке появились так называемые разбойничьи песни (разбойниками тогда называли борцов за права народа), с 15 в. – гуситские, с 18 в. – песни куруцев (крестьян, которые участвовали в антифеодальных восстаниях), с 19 в. – нововенгерские песни. Музыку характеризует богатый народный инструментарий – цимбалы, дудки, волынки.

В 15-16 веках в Словакию проникла светская инструментальная музыка: верджинелы (клавесины), лютни: как следствие, и популярные в Европе танцевальные сюиты, ощущалось влияние итальянского барокко. В 18 в. преобладали народные пасторали.

Словацкая музыка имеет давнюю историю; так же, как и вся музыка любой другой страны, она имеет крестьянское происхождение. Четкий ритм ранних словацких песен в сочетании с лиричностью и протяженностью мелодии породили характерные танцевальные движения, впоследствии переродившиеся в широко популярные и доныне вербунки, чардаши, хороводы. На данный момент в Словакии народным танцам отдается почетное место, существует множество танцевальных коллективов.







Фольклор мира







*




**