Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Словацкие танцевальные традиции

Словакия многие века была известна миру как Великая Моравия и народ этой страны пережил немало тяжелых времен. Словакия многие годы входила в состав других государств и поэтому ее культура испытала на себе влияние таких держав как Венгрия, Нацистская Германия, Советский Союз. Кроме того, нельзя не учитывать, что Словакия не один год была объединена с Чехией, что тоже в некотором роде определило направление развития культуры. Сегодня это полноправное европейское государство, которое с легкостью влилось в современный мир, но, тем не менее, свято чтит и возрождает свои давние традиции.

Становление словацкого танца пережило очень интересные этапы своего развития. Так как большинство жителей этого государства родом из деревни (лишь после второй мировой войны люди стали целыми семьями переезжать в города, где им предоставлялись рабочие места и все удобства), во время правления коммунистов они поддерживали свои традиции и постепенно народная культура стала привилегированной и щедро финансированной областью культуры. Выступления народных танцевальных коллективов щедро финансировались из государственного бюджета, постепенно им стали не нужны зрители и танец превратился в демонстрацию неестественно четких и заученных движений и «нарисованных» улыбок. Но в быту (на свадьбах и других праздниках) народные танцы все же существовали в простом виде и постепенно эти два направления стали смешиваться. Но все же народный танец развивается, молодежь приходит в танцевальные студии учиться, коллективы ездят с гастролями по стране и за ее пределы («Лучница»).

Словацкие танцы легко можно отличить от других по их темпераментности, прыжкам, притоптываниям и быстрым внезапным движениям – словацкая музыка не оставляет равнодушным, она заставляет пускаться в пляс. Чувствуется в движениях и некая патриархальность, все-таки элементы остаются прежними и мало меняются с годами.

Стоит отметить и заполитизированность словацких танцев. Это в большой мере связано с тем, что, в те времена, когда жители Словакии боролись за независимость, именно выступления народных танцевальных коллективов, театров были фоном для различных политических выступлений. Но сегодня танцоры стараются отойти от политики и сделать так, чтобы словацкая танцевальная культура перестала ассоциироваться с этой сферой жизни общества.

Вообще, в словацких танцах можно заметить влияние различных танцевальных течений и стилей других народов. Например, такой интересный танец под названием «сотиска», что означает «шотландский». Так вот он был сформирован под сильным влиянием шотландских танцоров.

Очень многое словацкие танцы переняли у венгров, ведь Словакия долгие годы была объединена с этой страной и одна культура постепенно перенимала какие-то элементы у другой.

Сегодня словацкие танцы в частности, и вся культура в общем переживают некоторый застой и уход от своих, веками хранимых, традиций. Забыты многие творческие достижения, перечеркнутые более новыми, современными течениями. Но все же в последнее время прослеживается тенденция к возрождению словацкой культуры. Народный танец постепенно, но все более уверенно заявляет о себе, вспоминаются давние движения и мотивы, проводятся фестивали народных танцев, где молодые коллективы получают возможность показать, на что они способны. Словацкий народный танец, до этого времени пребывавший в музее народного творчества, снова развивается, становится все более живым, ярким и оригинальным. Старинные традиции возрождаются и словаки возрождают свою самобытную, ни на что не похожую, культуру.







Фольклор мира







*




**