Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

2. Шаг с подскоком

2-я фигура. 16 тактов. Музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—2-й такты Девушки, выполняя шаг c подскоком (дв. №3), собираются к центру и образуют внутренний круг. Первый шаг делают правой ногой, поднимая вперед левую ногу, согнутую в колене. Разъединив руки с юношами, девушки поднимают их вперед, как бы берясь за руки. Одновременно юноши этим же движением № 3, начиная с правой ноги, повернувшись левым плечом к центру круга, двигаются по внешнему кругу против хода часовой стрелки. Большими пальцами обеих рук юноши берутся спереди, чуть ниже плеча, за проймы безрукавки.

3-й—4-й такты Девушки, разъединив руки и повернувшись через левое плечо, идут от центра круга (дв. № 3). Руки лежат ладонями сбоку на талии. Одновременно юноши этим же движением проходят в интервалы между девушками и образуют внутренний круг.

5-й—6-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Девушки вновь образуют внутренний круг (дв. № 3), соединяя руки. Юноши идут от центра, образуя внешний круг (дв. № 3).

7-й—8-й такты Повторение 3—4-го тактов.

Девушки, разъединив руки, идут от центра круга. Одновременно юноши проходят в интервалы между девушками к центру круга (дв. № 3). К концу 8-го такта все исполнители образуют общий круг.

9-й—16-й такты Повторение 1-го и 8-го тактов.



Эпические и лирические народные песни Сербии

Сербские народные песни разделены на два больших раздела: эпические и лирические. Или, как их определил В. Караджич, юнацкие, то есть героические или исполненные молодыми исполнителями.

Юнацкие песни, состоят исключительно из десятисложных стихов с цезурою после четвертого слога. При этом стих может быть из пяти правильных трохеев, или же рядом стоящих к стопу образующих слога. Могут быть и короткими и длинными. В таком случае именно прозаическое чтение стиха не соответствует скандовке, при которой сам певец не обращает внимания на длину слога, а произносит его вместе с местом, занимаемым им в стопе.

В песнях женских, стих так же должен быть десятисложным. Несомненно, в большом количестве встречаются песни из стихов других размеров. Лирические песни отображают как личную жизнь серба, так и его домашний быт. От работы, до праздников и других развлечений.

Эпические песни, сохраняют следы мифологии и старого быта, отличаются глубокой стариной. Древняя основа перемешалась здесь с наслоениями новыми. Языческие предания — с христианскими. В них действуют вилы, змеи, крылатые люди, люди с тремя головами или с тремя сердцами. Описываются чудесные приключения, рассказываются христианские народные легенды.

Сербия богата различными музыкальными инструментами в своих песнях. Можно встретить песни, исполняемые на гармошке, флейте и даже скрипке. Голоса исполнителей дополняют смысловую картину самих стихов, что в совокупности образует у слушателей яркие картины происходящего, в их воображении. Одной из красивейших сербских песен, является песня «Тамо далеко». В которой поется о боли, слезах и славе Великой Сербии, судьба которой так похожа на судьбу России. Вслушиваясь в каждое слово сербской народной песни, невольно вспоминаешь и песни русские. Вот что значит дружба двух славянских государств, двух великих империй.







Фольклор мира







*




**