Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Национальная мужская одежда

Во время этнографической экспедиции общества любителей естественных наук при Московском университете, в 1865 году, были впервые описаны и собраны в коллекцию национальные костюмы. До этого сведения о сербской национальной культуре были крайне скудные и не имели под собой никакого фактического основания.

Финансовую поддержку экспедиции обеспечил князь Михаил Обренович. В ходе этнографической поездки ученые смогли сделать самые подробные описания одежды сербов, которые и легли в основу этнографических трудов исследователей народов Балкан.

Мужской национальный костюм сербов варьировался в зависимости от региона. В городах мужчины придерживались восточного стиля в одежде. Часто можно было встретить головные убор, изготовленные на манер турецких. Деревенские жители предпочитали традиционный славянский костюм. В сербских селениях, которые находились на Адриатическом побережье, чувствовалось влияние западноевропейских стран. Национальные орнаменты и мотивы редко использовались в одежде.

Что же касается непосредственно самого национального наряда, то его изготавливали из шерсти. Получалась грубая ткань, которая легко стиралась и не сильно пачкалась. В мужской одежде сербов были распространены зауженные брюки, а в некоторых региона просторные "перенгиры" с широкой верхней частью, на манер штанов-галифе. Поверх самотканых рубашек часто одевались жилеты с прямыми и наложившимися друг на друга половинами (гунжич, зубун, чесерма, дземадан). В холодное время года сербы носили пальто из шерсти, опоясанное красной лентой, которая была обязательным элементом в одежде. Национальная обувь сербов Опанак (название можно перевести как «ботинки для путешествий») была похожа на обувь османов. Они изготавливались из кожи животных и имели заостренный носок. Этот вид обуви был распространен не только в Сербии, но и во всей восточной Европе.

Национальные костюмы в регионе Иваница, где много выходцев из Динарского нагорья, отчасти напоминали хорватские одежды. В Лике и Воеводине использование национальных орнаментов в одежде было очень распространено, однако мотивы были скорее тюркскими, нежели славянскими. Популярностью в этих районах пользовались золотые украшения, причем их было так много, что члены экспедиции были удивлены, откуда у сербских крестьян такое богатство. Золото вставляли буквально в каждую деталь праздничной одежды.

Один из участников экспедиции отмечал, что сами сербы не могут назвать стоимость своего костюма. Уж очень много использовали они фальшивого золота при украшении. Поэтому попытки купить их костюм вызывали у жителей Балкан смущение и замешательство. Мужчины могли и не подозревать о наличии фальшивок в их нарядах и часто отговаривались тем, что ничего не знают, потому что костюм шила их супруга или мать. Девушки же, наоборот, смущались и уходили от ответа.

С приходом эры урбанизации и унификации сербы отказались от своих ярких костюмов в пользу практичных европейских. Лишь для праздных туристов сейчас носят сербы свои национальные одежды. Яркий и пестрый костюм жителя Балкан занял свое почетное место в музее.







Фольклор мира







*




**