Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Типы танцев

Танцы можно подразделить на симметричные и несимметричные.

Симметричный вид танца характерен для Сербии, Воеводины, Косово. Он состоит из равного количества шагов вправо и влево. Наиболее известные танцы этого вида: «сремчица», «поломка», «кетуша», «смедеревка», «кисел-воды», «ке-леруй». Все они относятся к бытовым танцам (кроме старинного танца «королевы», который явно обрядного происхождения). К симметричным танцам относятся также танцы, движения которых состоят из двух перекрестных и одного бокового шага в одну и другую сторону; из одного шага вправо, одного влево и двух вправо, то же самое выполняется влево, начиная с левой ноги. К этому виду относится танец «шумадинка». Разновидностью этого вида танца являются «дивна, дивна», «дуне ранке», «ты, момо», «лесковочка четворна» и т. д. В сербских танцах движения вправо — крупнее, влево — мельче, поэтому исполнители больше продвигаются вправо, нежели влево. Существует даже танец, который называется «односторонний», потому что все движения влево настолько мелкие, что еле заметны.

В хорватских, словенских, танцах Боснии и Герцеговины шаги влево обычно крупнее, чем вправо. В танцах, исполняемых в Воеводине и в Банате, шаги такие мелкие, что создается впечатление, будто танец выполняется на месте. К несимметричному виду танцев относятся такие танцы, которые выполняются неравным количеством движений, например, два шага вправо, один влево. Такой вид танца в народе называется «легкий хоровод».

В несимметричных танцах могут быть боковые шаги с подтягиванием другой ноги в 6-ю позицию или с выведением ноги по полу вперед и подтягиванием назад. В этом случае добавляется простой боковой шаг, то есть делается боковой шаг правой ногой вправо, а левая нога подставляется к правой по 6-й позиции. Это же движение может выполняться с левой ноги влево. Здесь встречается движение «шаг с подскоком», то есть, сделав шаг, другую ногу невысоко отделяют от пола, свободную в колене, с невытянутым подъемом. Подъем в танцах всегда бывает свободен или невытянут. Вытянутый подъем вообще не характерен. Тройные переступания одной ногой накрест другой ноги с двойным трамплинным движением присущи только танцам, исполняемым в Словении, Лике, Бании, Кордуне, Боснии и Далмации. «Легкий хоровод» бытует под различными названиями и исполняется в различных стилях в зависимости от области. Обычно танцы выполняются под пение, под инструментальную музыку, а иногда ритм танца выбивают на противне. Один из таких танцев называется «сирень, солнце греет». Бывают случаи, когда при убыстрении темпа музыкальное сопровождение прерывается и танец продолжается без аккомпанемента. Эта часть танца называется «одморка».

Такие танцы встречаются в Косово. Каждый из многочисленных танцев этого вида может иметь различные варианты музыкальных размеров, например 3/8, 2/4, причем одно и то же движение может выполняться в различных музыкальных размерах.

Противоположными «легкому хороводу» считаются несимметричные танцы, которые называются «тяжелыми», то есть «тэшкото-коло». У этого вида танца нет единого образца, так как каждая область, в которой его исполняют, имеет по несколько вариантов танца. Особенно славятся исполнением «тэшкото» мияцы — народ, живущий около Лазарополе. Этот вид танца очень распространен и в Македонии. «Тэшкото» исполняют мужчины.

Вожак в этих танцах часто отделяется от остальных участников хоровода и танцует соло, танцуя со всеми вместе, он выполняет более сложные движения.

Для танцев «тэшкото» характерен аккомпанемент большого барабана, который находится в руках у одного из исполнителей. Начинается танец очень медленно, затем темп постепенно убыстряется и заканчивается очень быстро, темпераментно.

Кроме «легких хороводов» и «тэшкото-коло» в южных областях имеется большое количество более или менее сложных танцев, всегда интересных и оригинальных. Они необычны по своим синкопическим движениям, полиритмическим комбинациям, связанным с мелодиями, благодаря чему имеют большую художественную ценность.

Характерным сербским несимметричным танцем является «влахиня». Прежде он исполнялся только на свадьбах, сейчас его танцуют и на других праздниках. К этому же виду относятся танцы «троянац», «чачак», «устай дико» и др. Раньше этими танцами заканчивались вечера и балы.

Танцы в Югославии исполняются под пение и под оркестр народных инструментов. Наиболее популярные из них: тапан (типа барабана) лиерица, фрула (флейта), гайда, волынка, там-бурица (типа балалайки), бас (контрабас), гусли, реже — гармошка и др. В Югославии встречаются очень интересные и своеобразные танцы, исполняемые без музыки под ритм собственных шагов, которым как бы аккомпанируют дукаты (монеты), нашитые на костюм и головной убор или нанизанные, как ожерелье. Такой вид танцев называется «нэмо» В разных областях танцы имеют разный музыкальный размер.

В югославских танцах музыкальная и танцевальная фразы могут не совпадать, что, конечно, усложняет танец.

Очень богаты и своеобразны костюмы народов Югославии. Шьют их из шерсти, шелка. Вышивают золотыми и серебряными нитями, украшают монетами и бусами.







Фольклор мира







*




**