Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Сербские танцы

Консультант Милица Йованович

Многообразна и ярка танцевальная культура Югославии, которую составляют народные пляски Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово и Воеводины. Ее богатство выявляется в разнообразных пластических мотивах, движениях, в рисунках танцев, в особенностях и красоте танцевальных стилей, в многообразии ритмов, в неповторимости облика танца, в красоте мелодий и текстов песен, под которые исполняются танцы.

Основатель «Коло», первого ансамбля народного танца Югославии, Ольга Сковран говорит: «Сам народ, являющийся создателем народного танца, выявляет в танце свое настроение, будь то лирическое, любовное, героическое, веселое, шутливое и т. д. Больше того, народ это делает от души, не думая, какую артистическую ценность это представляет».

Танцы народов Югославии разнообразны по рисунку, количеству участников, манере исполнения, хореографической лексике. Встречаются танцы только женские и только мужские, а также смешанные и детские. Танцы могут исполняться соло, двумя танцорами, тройками, четверками и любым количеством исполнителей. Бесконечно разнообразны рисунки танцев: исполнители образуют линии, диагонали, круги (открытый и закрытый), квадраты, прямоугольники, ромбы, змейки, спирали и т. п.

В ряде танцев исполнители, строго сохраняя рисунок, не соединяют рук. Такое положение называется «поворка» или «врста» — это несвязанный вид танца. Другой вид танца — переходный от несвязанного к связанному, то есть когда исполнители держатся за руки, за платки, за полотенца, за ожерелья, находящиеся в руках. В этом положении они могут двигаться цепочкой, по кругу, образовывать воротца и т. п. Следующий вид танца — плотно связанный, то есть когда исполнители держатся за пояса, под руки, за руки, скрещенные спереди и сзади, руки могут лежать на плечах друг у друга и т. д.

Танцы делятся также на простые и сложные. В простых—исполнители сохраняют один рисунок, то есть двигаются только вперед и назад из стороны в сторону, только по кругу или только сохраняя квадрат. К сложным танцам относятся те, в которых выполняются двойные и тройные цепи с фигурами; параллельные колонны, в которых участники двигаются лицом друг к другу, затем лицом к зрителю; хоровод в хороводе, то есть внутренний и внешний круги, в середине круга могут танцевать один, двое или четверо солистов; хоровод на хороводе в мужском танце, то есть исполнители верхнего хоровода стоят на плечах у исполнителей нижнего хоровода; различные переходы, переплетающиеся положения и т. д. Для многих танцев, особенно сербских и македонских, характерной деталью является платок, который находится у первого исполнителя — вожака, и у последнего исполнителя. Существуют танцы, в которых каждая девушка и каждый юноша держат в правой руке платок подняв руку с платком вверх, вращают кисть.







Фольклор мира
Типы танцев
Костюмы

Техника исполнения танцев

Дивна, дивна

Эрско-колос
2. Шаг с подскоком
3. Движение по кругу
4. Движение к центру круга

Чачак

Труба

Бела рада

Мангупско-коло
2. Движение вправо
3. Движение вперед с подскоками
4. Движение против хода часовой стрелки
5. Движение с подскоками
6. Шаги с перескоком
7. Подскоки

Основные движения сербских танцев
Боковой ход
Шаг с подскоком
Основной ход танца «чачак»
Основной ход танца «труба»
Основной ход танца «бела рада»
«Девелоппе»
Шаги вперед, меняя ноги
Подскок с переступанием и три притопа
«Глиссад»
Ножницы
Комбинированное

Национальная женская одежда
Национальная мужская одежда








*




**