Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Парно-массовые танцы

Интересны также парно-массовый танец «жок-дедой» и свадебный танец «переница». Раньше «переницу» исполняли с подушками, а теперь танцуют с платком. Участвуют в нем юноши и девушки, которые двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Композиционный рисунок танца — круг и полукруг, в центре которого находится один из исполнителей. Если это девушка, то она, танцуя, выбирает себе юношу, затем юноша входит в центр, а девушка возвращается в полукруг или круг, и юноша, танцуя, вызывает следующую девушку. И так до тех пор, пока все исполнители не побывают в центре круга. Заканчивается танец поцелуем. Своеобразен и технически сложен танец, бытующий в городе Фэгэраш (Трансильвания). Он очень темпераментен, исполняется женщинами и мужчинами. Бывает так, что начинают танец девушки, которые затем отходят в сторону, а мужчины выполняют ряд виртуозных движений с хлопушками. К концу танца в него вновь включаются девушки и вместе с юношами выполняют довольно быстрые парные вращения с резкой остановкой. Исполняется танец в сапогах. Для композиции характерны линии, полукруг, диагонали. Иногда в центре полукруга солируют двое или трое юношей. В движениях встречаются дробные выстукивания, прыжки с хлопушками, могут быть прыжки с вращениями, выпады на присогнутую ногу. Для девушек характерны пируэты на каблуках. Танцу свойственны резкие переходы, например, спокойный ход вперед с хлопушками сменяется резким поворотом и т. д. Музыкальный размер бывает: 2/4, 7/8,9/8 и т. д.

Очень своеобразен парно-массовый оашский танец, (Оаш— часть области Марамуреш). Музыкальный размер —2/4, темп средний. Движения острые, синкопированные, встречаются шаги, во время которых исполнитель то слегка приседает, то выпрямляется. В сценическом варианте танца выполняются переступания с ноги на ногу. Колени при этом не сгибаются. Ноги едва отделяются от пола. Корпус свободен и чуть заметно покачивается из стороны в сторону, то есть с шагом правой ноги вправо, с шагом левой ноги влево. В парах девушка иногда идет сзади юноши, ее левая рука лежит на его правом плече. Для танца характерны наклоны головы от плеча к плечу вместе с движением корпуса, то есть когда корпус слегка покачиваясь вправо, голова, не поворачиваясь, наклоняется к правому плечу и т. д. Ритм — единый, пульсирующий — допускает синкопированные выстукивания. Характерны и парные вращения. В отличие от многих других танцев темперамент здесь сдержанный, внутренний. Исполнители выкрикивают, хлопают в ладоши, причем когда танцуют девушки, юноши хлопают, а во время танца юношей девушки хлопают редко. Для танца характерны также трамплинные движения на обеих ногах по 6-й позиции, с легкими приседаниями и хлопками в ладоши в одном ритме.

Танец «дедой» исполняется по всей Румынии. Участники двигаются парами, держась за руки. В танце много вращений: девушки двигаются вокруг юношей. В Банате этот танец часто исполняют тройками (юноша в середине, девушки по бокам). Юноша может идти впереди, а обе девушки — сзади него. Музыкальный размер: 2/4.

Танец «ка ла Бреаза» (провинция Мунтения, область Плоешти) парно-массовый, исполняется любым количеством пар. Для композиции характерны круг, линии, диагонали. Идет танец в одном ритме. Музыкальный размер — 4/4, темп средний, но к концу убыстряется. В румынской народной хореографии своеобразный стиль, который бережно и строго сохраняется. Но в Трансильвании он приобретает несколько иную окраску. В некоторых танцах румынская хореография ассимилировала элементы цыганской пляски. В танцах «ромыняска», «цыганяска», «урсария» и других встречаются технически сложные движения цыганского танца. Для румынских танцев характерны выкрики, подразделяемые на три вида. К первому виду относятся выкрики смысловые, в которых высмеиваются лентяи, восхваляются способные, старательные, трудолюбивые. Произносятся они в стихах, речитативом, не совпадая с мелодией, но совпадая с ритмом и темпом танца. В этих выкриках исполнители как бы переговариваются, стараясь превзойти один другого. Тексты таких выкриков нередко использовались поэтами. Второй вид — выкрики, направляющие танец. Ведущий в конце музыкальной фразы выкрикивает движение, а если движение меняется в середине музыкальной фразы, то перед началом нового движения. Третий вид выкриков особенно характерен для оашского танца. Здесь выкрик идет как бы гаммой вверх и вниз. Один начинает выкрик, а другие исполнители подхватывают.







Фольклор мира







*




**