Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Румынские народные танцы

Консультанты: Георге Бачу, Владимир Беду, Штефан Георгиу, Опря Петреску, Мирча Мардарь

Народный танец и песня издавна являются неотъемлемой частью всех румынских празднеств, как общественных, так и семейных. Танцуют на гуляньях, на свадьбах, в минуты отдыха и в дни уборки урожая. Существуют также танцы, связанные с обрядами и временами года. Издавна на Новый год в румынских деревнях происходят настоящие праздники народного творчества.

Для того чтобы ощутить прелесть народного музыкально-плясового творчества, нужно побывать на румынской свадьбе. Тут устраиваются различные игры, водятся хороводы, исполняются комические застольные песни, сопровождаемые танцами, и т. д. В свадебном церемониале, красочном, полном веселья, традиционные, ритуальные элементы смешаны с позднейшими наслоениями, подчас и с современными песнями и танцами. Румынская музыка отличается огневым темпераментом и вместе с тем напевностью, мелодичностью. Румынские музыканты, народные оркестры всегда покоряли слушателей виртуозностью, задушевностью и темпераментом исполнения. Именно музыка дает импульс танцу, призывает к нему.

Румынские танцы подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.

Мужские танцы технически очень сложны. Это какой-то фейерверк темперамента и движений ног. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног обычно выполняются в линию. Существуют танцы, распространенные по всей Румынии, и областные. К повсеместно распространенным танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод).

«Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстром. Музыкальный размер: 2/4. В движении все время чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания.

«Хора» по характеру и ритму значительно спокойнее «сырбы», это, скорее, медленный танец с музыкальным размером 3/4, но встречаются «хоры» с размером 2/4 и 3/8. Танец исполняют женщины и мужчины разного возраста. Во время танца могут подключаться все новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т. д. Очень распространен в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей.

«Хору», «сырбу», «брыул» в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул». Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.







Фольклор мира
Парно-массовые танцы
Случайности

Техника исполнения танцев

Сырба
Брыул. Часть 1
Брыул. Часть 2
Ка-ла-Бреаза. Часть 1
Ка-ла-Бреаза. Часть 2
Ка-ла-Бреаза. Часть 3

Основные движения румынских танцев
Ход по кругу с ударами и опусканием на колено
Боковой ход
Ход по кругу на подскоках
Ход по кругу на подскоках с ударами
Боковой ход, мелкими переступаниями
Боковой ход с переступаниями
Ход вперед и назад с приседаниями
Переступания с полупальцев на всю ступню
Переступания
Веревочка
Ход вперед с одной ноги
Мелкие переступания и подскоки на одной ноге
Па де бурре и подскоки
Основной ход танца «ка-ла-Бреаза»
Сказки
Женский национальный костюм
Мужской национальный костюм
Национальные музыкальные инструменты


<





*




**