Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Краковяк. Часть 1

Краковяк — быстрый, жизнерадостный парно-массовый танец. Исполняется четным количеством пар. Для композиции танца характерны круг, каре, колонна по диагонали. Обычно краковяк заканчивается движением «цвал» (типа галопа), выполняя который пары уходят одна за другой со сцены.

Предлагаемая композиция рассчитана на восемь пар и состоит из семи фигур, но она не является каноном и может меняться по усмотрению балетмейстера. Музыкальный размер: 2/4. Темп быстрый.

Исходное положение. Исполнители стоят в парах одна за другой в последней правой кулисе, в каждой паре лицом друг к другу, юноши левым плечом к сцене, девушки правым. Юноша каждой пары правой рукой держит девушку сбоку за талию, левая рука поднята вверх влево. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши, правая рука поднята вверх вправо или придерживает юбочку. Исполнители как бы указывают направление движения. У юношей корпус отклонен вправо, у девушек — влево. Голова повернута лицом к сцене и слегка приподнята. Ноги — по 6-й позиции.

1-я фигура. Ход по кругу. 16 тактов. Музыка А.

1-й—8-й такты Исполнители, пара за парой, стремительно мчатся по кругу против хода часовой стрелки, выполняя «цвал» (дв. № 12): девушки с правой, юноши с левой ноги. Руки, корпус и голова в том же положении.

9-й—10-й такты Исполнители продолжают парами мчаться по кругу тем же движением «цвал», но на счет «раз» 9-го такта юноши делают шаг правой ногой спереди накрест левой ноги, акцентируя движение, то есть ударяя всей ступней об пол. Одновременно левую руку опускают вниз и тут же поднимают ее в первоначальное положение. На счет «два» продолжают движение «цвал» с левой ноги. Корпус и голову одновременно с рукой и ударом правой ноги наклоняют вперед и тут же поднимают. На 10-м такте движение «цвал» продолжается.

11-й—12-й такты Повторение 9—10-го тактов.

Исполнители в парах продолжают выполнять «цвал» (дв.№12) с правой ноги. На счет «раз» 11-го такта юноши ударяют правой ногой спереди накрест левой ноги и опускают левую руку. На счет «два» продолжают движение «цвал» с левой ноги. Девушки выполняют «цвал» с правой ноги. Корпус и голову наклоняют и тут же поднимают. На 12-м такте продолжается движение «цвал». Повторение 11—12-го тактов.

Обойдя полный круг, а если сцена мала, то два круга, исполнители парами выстраиваются по кругу, и каждая пара, не меняя положения корпуса и рук, делает полный поворот на месте против хода часовой стрелки движением «цвал» (дв. № 12): девушка с правой ноги, юноша с левой. Юноша, приседая больше на правой ноге, делает вираж, поворачивая девушку в свою сторону. Закончив поворот, исполнители останавливаются по кругу в парах лицом друг к другу.

2-я фигура. «Шэн» по кругу двумя «голубцами» и тремя притопами. 16 тактов. Музыка Б.

Девушки, выполняя «шэн», двигаются по кругу по ходу часовой стрелки, юноши — против хода часовой стрелки.

1-й—2-й такты Исполнители, двигаясь: девушки правым плечом к центру круга, юноши правым плечом от центра круга, одновременно выполняют два «голубца» и три притопа (дв. № 13), начиная с правой ноги. У каждого исполнителя левая рука лежит сбоку ладонью на талии. Правая рука поднимается вперед и раскрывается вправо. Во время притопов правая рука опускается. Корпус, не поворачиваясь, слегка наклоняется вправо. Голова, сопровождая движение руки, поворачивается вправо. Девушки, встретившись в центре круга, как бы кланяются друг другу. Во время выполнения «голубцов» с правой ноги левая рука может быть поднята в сторону, правая — лежать ладонью на талии.

3-й—4-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители выполняют два «голубца» и три притопа (дв. № 13) с левой ноги. Девушки двигаются левым плечом от центра круга, юноши — левым плечом к центру круга. Исполнители проходят мимо друг друга то лицом, то спиной. Выполняя «голубцы», левую руку поднимают вперед и раскрывают в сторону, выполняя притопы, левую руку опускают. Корпус, не поворачиваясь, слегка наклоняется влево. Голова поворачивается вслед за рукой влево.

Выполняя «голубцы» с левой ноги, правую руку можно открыть вправо, левую — положить сбоку на талию.

5-й—6-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители продолжают «шэн» по кругу, проходя один мимо другого (дв. № 13), с правой ноги. Девушки двигаются по ходу часовой стрелки правым плечом к центру круга, юноши — против хода часовой стрелки правым плечом от центра круга.

7-й—8-й такты Повторение 3—4-го тактов.

Исполнители продолжают «шэн» по кругу. Девушки двигаются по ходу часовой стрелки.

От центра круга, юноши — против хода часовой стрелки к центру круга (дв. № 13) с левой ноги.

9-й—16-й такты Повторение 1—8-го тактов.

К концу 16-го такта исполнители возвращаются на свои места.







Фольклор мира







*




**