Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Танцы горных районов Польши

Горные районы Польши — родина многих танцев, но особенно распространены здесь гуральские и збуйницкие танцы. Гуральский танец может начать одна пара, постепенно вовлекая в танец остальных участников праздника. Но танцующие пары не соединяются. В паре исполнители также не держатся за руки и двигаются самостоятельно друг около друга. Гуральские танцы относятся к числу импровизационных. Более сложные движения выполняет мужчина. Большинство этих танцев исполняется на низких полупальцах. Руки у мужчин могут быть свободно опущены, могут лежать тыльной стороной кисти на бедрах или сзади на уровне поясницы. Локти направлены чуть вперед. Женщины также держат руки чуть сзади. У женщин на плечи накинут большой платок, и, чтобы концы не мешали, они руками отводят их назад. Отсюда и произошло такое своеобразное положение рук. Корпус в гуральском танце не напряжен, и верхняя часть его слегка наклонена вперед. Все движения выполняются легко. Часто мужчины держат в руках топорик (цюпага). Обычно танец начинает юноша, ему подтанцовывает девушка, затем в танец вовлекаются другие девушки. Танцуют с выкриками. Иногда мужчины и женщины танцуют отдельными группами.

Для женского костюма характерны мягкие туфли, широкая шерстяная юбка до икр, зеленая или черная, по которой вышиты крупные красные розы. Под верхнюю юбку надевается несколько нижних накрахмаленных юбок, заканчивающихся зубчиками. Кофта белая льняная с широкими вышитыми рукавами. Черный корсаж с блестками шнуруется сверху вниз красной или зеленой лентой. Шнуровка заканчивается бантом, концы ленты свисают до низа юбки. На плечах — большой платок с бахромой. Голова ничем не покрыта, волосы заплетены в одну или две косы без лент.

Для мужского костюма характерны брюки из белого толстого сукна, плотно обтягивающие ноги. Спереди они вышиты, по бокам — широкие черные или красные лампасы. Рубашка белая льняная. Ворот завязывается красной ленточкой, спереди к нему обычно приколота серебряная брошь или красный бантик. Поверх рубашки — гуня (типа пиджака), которая не надевается в рукава, а просто набрасывается на плечи. Пояс кожаный, широкий, спереди с металлическими бляшками. На голове — черная или зеленая шляпа с широкими полями. Дно шляпы плоское с красным кожаным ободком. Иногда шляпа украшается пером. На ногах — мягкие кожаные туфли (кербуэ) и белые носки.

Збуйницкий танец исполняют одни мужчины. Число участников может быть от четырех до шестнадцати человек. Танец имеет маршеобразный характер, для него типичны энергичные приседания, подскоки, притопы, звон скрещивающихся топориков, которые обязательны в этом танце, что свидетельствует о его связи с военными походами, сражениями. Збуйницкому танцу посвящено много народных легенд. Збуи — народные мстители — защищали бедных и бесправных. В легендах говорится, что танцевали они вокруг горящего костра, а в паузах пели воинственные песни, размахивая топориками и со звоном скрещивая их. Танец заканчивался сложными присядками, которые каждый исполнитель делал по-своему, но обязательно соблюдая общий ритм. В современном збуйницком танце тоже много прыжков, сложных присядок и фигур. Танец этот усложняют движения с топориками.

Ведет танец предводитель — харнасе, он меняет фигуры, дает сигнал к переброске топориков.







Фольклор мира







*




**