Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

История польских танцев

В XVIII веке полонез был известен по всей Европе. Нередко в нем участвовало огромное количество пар — до ста двадцати. Существовали формы полонеза, в которых юноши и девушки не держались за руки, известен полонез, исполнявшийся только девушками. В настоящее время в полонезе может участвовать любое количество пар. Исполнители держатся за руки, кавалер ведет свою даму, он полон внимания к ней.

Композиционно полонезу свойствен самый разнообразный рисунок: ход по кругу пара за парой, построение в колонну, поочередный переход пар через колонну. Естественно, что при этом исполнители разъединяют руки, затем вновь соединяют их. По ходу танца выполняются повороты в парах, поклоны. Музыкальный размер полонеза, как и «ходзон», трехдольный, темп медленный, торжественный. Заканчивается танец обычно поклоном исполнителей друг другу.

Одним из популярнейших польских танцев является также «мазур». Родина его — Мазовше. «Мазур» — парный танец. В польских деревнях его исполняют под пение или народный оркестр. Для этого танца народ сложил много забавных и остроумных припевок. Чаще всего в них восхваляется красивая и ловкая в работе девушка, с которой хотят танцевать все парни. Основная роль в «мазуре» часто принадлежит девушке первой пары, которая ведет танец, она может, танцуя, подбросить платок вверх, а все юноши стараются поймать его. Тот, кто поймает платок, может потанцевать с этой девушкой. В «мазуре» много различных сложных фигур. Перемена их зависит от ведущей пары. «Мазур» танец веселый, жизнерадостный, некоторые его фигуры напоминают массовую молодежную игру. В быту он не имеет канонизированной композиции. Балетмейстер, сочиняющий сценическую форму танца, может строить композицию и располагать фигуры свободно, по собственному плану и замыслу. Но зато «мазур» имеет только ему свойственные ходы, движения, позы, своеобразный рисунок рук. Эти его особенности должны сохраняться в сценических формах танца.

Краковяк — быстрый, темпераментный парно-массовый танец. Родина его — Краков, но исполняется он всюду. В народе краковяк часто исполняется с припевками, в которых восхваляются краковские парни. Танец исполняется четным количеством пар под оркестр народных инструментов и от начала до конца идет в одном быстром темпе.

В сценическую композицию краковяка балетмейстер может ввести солирующую пару. В народных формах краковяка ведущая роль принадлежала юноше. Смена фигур, создание веселой атмосферы зависели от его изобретательности и находчивости. Он должен был сочинять прибаутки, выбирать попевки. В краковяке много разнообразных фигур. Исполняют его темпераментно, четко. Красота танца зависит от правильного положения корпуса, который должен быть строен, несколько подтянут, но гибок. Его положение должно соответствовать движениям рук и ног. Мелкие движения ног выполняются легко и ритмически четко. Рисунок рук в краковяке сочетается с общим рисунком танцевальной фигуры.

В Куявии родился танец, получивший название «куявяк». Это танец медленный, плавный, вальсообразный. Но бывает «куявяк», в котором фигуры ритмически выполняются по-разному. Например, первая фигура выполняется медленно, вторая — быстро, третья — медленно, четвертая — быстро и т. д. В частушках и песнях к «куявяку» парни просят музыкантов сыграть и приглашают девушек к танцу, а девушки благодарят родителей за то, что они научили их танцевать. В сценическом варианте этот танец выполняется четным количеством пар. Для «куявяка» характерны: парный ход по кругу с вращением, подниманием и переносом девушек, своеобразные парные вращения, во время которых юноша мелко переступает на каблуках по 6-й позиции, девушка — на полупальцах.

«Обэрэк», как и большинство польских танцев, танец парно-массовый. Этот живой и веселый танец построен на вращательных движениях. Часто его танцуют после «куявяка». Но если «обэрэк» исполняется самостоятельно, то в нем может быть медленная часть. В быту «обэрэк» исполнялся под пение или под аккомпанемент народных инструментов. В тексте попевок встречаются такие фразы: «Изба мала, но когда вынесут печь, то будет достаточно места для танца».

Пары двигаются по кругу, по диагонали или по прямой линии. Для «обэрэка» характерно опускание юноши на колено перед девушкой своей пары, прыжки с поочередными бросками ног назад, так называемые «козлы», причем обе ноги вытягиваются в коленях, а корпус сильно наклоняется вперед, без прогиба в пояснице Девушка во время этого движения как бы поддерживает юношу.







Фольклор мира







*




**