Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Обэрэк. Часть 1

Обэрэк — танец парно-массовый, бодрый, темпераментный, исполняется любым количеством пар. Пары стремительно мчатся по кругу, вращаясь то в одну, то в другую сторону. Для мужчин характерны быстрые опускания на колено, резкие вскакивания с колен, высокие прыжки, «козлы» и т. д.

Предлагаемая композиция состоит из шести фигур и рассчитана на четыре пары. Исходное положение: исполнители в парах стоят по четырем углам сцены лицом к центру или за кулисами, ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 3/4. Темп быстрый.

Вступление. 4 такта. Проигрывается не быстро.

1-й—2-й такты Юноши двигаются к центру сцены (дв. № 26), начиная с правой ноги. Руки раскрыты в такты стороны, локти закруглены. На счет «раз» и «три» юноши чуть заметно опускают локти и на счет «два» поднимают, как бы аккомпанируя движениям ног. Девушки стоят на углах сцены лицом к центру или выходят простыми шагами из-за кулис и останавливаются лицом к центру сцены.

1-я фигура.

1-й—6-й такты

Юноши в центре сцены, выполняя дв. № 26 с правой ноги, поворачиваются вправо на полкруга. Руки раскрыты в стороны.

Юноши на месте лицом к девушке своей пары выполняют три притопа (дв. №20), начиная с левой ноги. Правую руку опускают, левую кладут ладонью сбоку на талию.

2-я фигура. Вращения юношей с поклонами девушкам. 8 тактов. Музыка А.

Юноши, вращаясь вправо, двигаются по кругу по ходу часовой стрелки (дв. № 27). На 1-й, 3-й и 5-й такты юноши поднимают правую руку, как бы берясь спереди за шляпу, на 2-й, 4-й и 6-й такты опускают правую руку и кланяются девушкам, как бы приглашая их на танец. Причем первый поклон каждый юноша делает девушке не своей пары, а стоящей в следующем углу, справа от него. Девушки, оставаясь на месте, выполняют «балансе» (дв. № 3) вправо и влево, начиная с правой ноги. Руками девушки придерживают юбочку, или левая рука лежит ладонью сбоку на талии, правая придерживает юбочку.

Вперед, начиная с правой ноги. Свободные руки поднимают вперед и раскрывают в стороны. При движении по кругу между парами надо сохранять интервалы. К концу 16-го такта каждая пара возвращается к своему углу сцены.

3-я фигура. Парные вращения с опусканием на колено. 16 тактов. Музыка В (проигрывается два раза).

1-й такт Исполнители в парах двигаются по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 29): юноши с правой, девушки елевой ноги. Корпус сильно наклоняют вперед, голову поворачивают лицом друг к другу. Свободные руки опускают.

2-й такт Исполнители, выпрямляя корпус, вращаются парами вправо, то есть по ходу часовой стрелки, на полный круг. Девушки делают шаги назад, начиная с правой ноги, юноши — вперед, начиная с левой ноги. Свободные руки поднимают вперед и раскрывают в стороны.

3-й такт На счет «раз» юноши с чуть заметного подскока резко опускаются перед девушкой своей пары на колено левой ноги. Корпус повернут к девушке и слегка отклонен влево. Правой рукой они держат девушку сзади за талию, левую кладут ладонью себе сбоку на талию. Повернув вправо голову, юноши смотрят на девушку. Девушки стоят прямо, ноги по 6-й позиции. Левая рука лежит на правом плече юноши, правую кладут ладонью себе сбоку на талию. Голова повернута лицом к юноше. На счет «два» — пауза. На счет «три» юноши, вскакивая, резко, с акцентом опускаются на всю ступню обеих ног по 6-й позиции. Ноги согнуты в коленях. Корпус, руки и голова в том же положении. Девушки положения не меняют.

4-й такт Исполнители в парах вращаются тремя шагами вправо, то есть по ходу часовой стрелки, на полный круг. Юноши выполняют шаги вперед, начиная елевой ноги, девушки— назад, начиная с правой ноги. Корпус и голова в том же положении. Юноши левую руку, девушки правую раскрывают в стороны.

5-й—6-й такты Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители в парах двигаются по кругу против хода часовой стрелки, вращаясь вправо, то есть по ходу часовой стрелки.

7-й такт Повторение 3-го такта.

Юноша перед девушкой опускается на колено левой ноги.

8-й такт Повторение 4-го такта.

Исполнители в парах вращаются вправо, то есть по ходу часовой стрелки.

9-й—12-й такты Повторение 1—4-го тактов.

13-й такт Исполнители в парах продолжают вращение вправо, то есть по ходу часовой стрелки (дв. №30). Юноши на счет «раз» опускаются перед девушкой на колено левой ноги. На счет «два» — пауза. На счет «три» юноши, вскакивая с колена, резко, с акцентом опускаются на всю ступню обеих ног по 6-й позиции. Ноги согнуты в коленях. Девушки чуть заметно двигаются спиной по направлению движения, выполняя три мелких переступания назад.

14-й такт Исполнители в парах продолжают вращение вправо по ходу часовой стрелки (дв. № 30).

Юноши на счет «раз» опускаются на колено правой ноги. Корпус, руки и голова в том же положении. На счет «два» — пауза. На счет «три» юноши, вскакивая с колена, резко опускаются на всю ступню обеих ног по 6-й позиции. Ноги согнуты в коленях. Девушки чуть заметно двигаются спиной по направлению движения, выполняя три мелких переступания назад.

15-й такт Исполнители в парах продолжают вращение вправо. Юноши на счет «раз» опускаются на колено левой ноги (дв. № 30). На счет «два» — пауза. На счет «три» юноши, вскакивая с колена, резко опускаются на всю ступню обеих ног по 6-й позиции. Девушки выполняют три мелких переступания назад.

К концу такта исполнители в парах закончили вращение вправо на полный круг.

16-й такт Исполнители останавливаются в парах по кругу лицом против хода часовой стрелки (девушка справа от юноши). На счет «раз», «два» исполнители выполняют два притопа левой, затем правой ногой по 6-й позиции. На счет «три» — пауза. Юноша правой рукой держит девушку сзади за талию. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Свободные руки раскрыты в стороны.







Фольклор мира







*




**