Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Куявяк. Часть 1

Куявяк — медленный, спокойный, вальсообразный парно-массовый танец. Исполняется любым количеством пар. Пары, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки, периодически вращаются. Юноша ведет девушку за собой, двигаясь спиной по направлению движения, девушка — лицом; затем пары выполняют поворот на полкруга, теперь девушка двигается спиной по направлению движения, юноша — лицом. Далее пары вновь выполняют поворот на полкруга и юноша идет спиной, ведя за собой девушку, и т. д. Двигаясь по кругу, пары должны сохранять интервалы, образуя то крест, то каре. В «куявяке» для юноши характерны опускания на колено, подъем и перенос девушки. Предлагаемая композиция танца состоит из шести фигур и рассчитана на четыре пары. Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом друг к другу: юноша спиной по направлению движения, девушка — лицом. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Руки девушки лежат на плечах у юноши.

Ноги — по 6-й позиции.

Музыкальный размер: 3/4. Темп медленный.

1-я фигура. Парный ход по кругу с вращением. 16 тактов. Музыка А (проигрывается два раза).

1-й—2-й такты Исполнители в парах двигаются по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 19): юноши спиной по направлению движения, начиная с левой ноги, девушки лицом, начиная с правой ноги. Перед первым шагом юноши слегка наклоняют корпус влево, девушки вправо. Выполняя ход с другой ноги, юноши слегка наклоняют корпус вправо, девушки — влево. Головы повернуты лицом друг к другу.

Исходное положение

Исполнители в парах плавно поворачиваются на полкруга вправо, по ходу часовой стрелки (дв. № 19). Юноши выполняют поворот с левой ноги, девушки с правой. Поменявшись местами, исполнители выполняют три притопа по 6-й позиции (дв. № 20): девушки спиной по направлению движения, начиная с левой ноги, юноши лицом, начиная с правой ноги. Корпус прямой.

Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители в парах продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 19). Теперь девушки идут спиной по направлению движения, начиная с левой ноги, юноши — лицом, начиная с правой ноги. Корпус перед первым шагом слегка наклоняется в сторону. Руки в том же положении.

Повторение 3-го такта.

Пары поворачиваются вправо, то есть по ходу часовой стрелки (дв. № 19). Юноши останавливаются спиной, девушки лицом по направлению движения.

Повторение 4-го такта.

Исполнители в парах выполняют не три, а два притопа по 6-й позиции (на первую и вторую четверть): девушки с правой, юноши с левой ноги. Притопы выполняются без стука, не поднимая высоко ноги от пола. На третью четверть — пауза.

Повторение 1—8-го тактов.

Исполнители в парах продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки и выполняют парные повороты по ходу часовой стрелки.

2-я фигура. Парный ход по кругу с «голубцами» и вращением. 16 тактов. Музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—2-й такты Исполнители в парах продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 21). Юноши идут спиной по направлению движения, начиная с левой ноги, девушки — лицом, начиная с правой ноги.

3-й такт Исполнители в парах, поворачиваясь на четверть круга вправо, юноши правым плечом по направлению движения, девушки левым, выполняют «голубцы» (дв. № 21). Юноши выполняют два «голубца» на скольжении с правой ноги, девушки — с левой ноги. У юношей корпус отклонен влево, у девушек вправо. Голова повернута лицом друг к другу и чуть по направлению движения. Руки в том же положении.

Исполнители в парах заканчивают поворот на полкруга вправо по ходу часовой стрелки тремя притопами (дв. №21): юноши, начиная с правой ноги, девушки — с левой. Девушки останавливаются спиной по направлению движения, юноши — лицом. Корпус выпрямляется. Руки в том же положении.

Повторение 1—2-го тактов.

Исполнители в парах продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 21). Девушки идут спиной по направлению движения, начиная с левой ноги, юноши — лицом, начиная с правой ноги. Корпус перед первым шагом у девушек слегка наклоняется влево, у юношей — вправо. Исполнители смотрят друг на друга. Руки в том же положении.

Повторение 3-го такта. Исполнители в парах, поворачиваясь на четверть круга вправо, девушки правым плечом по направлению движения, юноши левым плечом, выполняют два «голубца»: девушки с правой ноги, юноши—с левой. Корпус у девушек отклонен влево, у юношей — вправо. Руки в том же положении.

8-й такт Повторение 4-го такта.

Исполнители в парах заканчивают поворот на полкруга вправо, то есть по ходу часовой стрелки не тремя, а двумя притопами, на первую и вторую четверть. Девушки, начиная с правой ноги, юноши — с левой. Юноши останавливаются спиной по направлению движения, девушки — лицом. Корпус прямой. Руки в том же положении. На третью четверть — пауза.

9-й—16-й такты Повторение 1—8-го тактов.

Исполнители в парах продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки и выполнять повороты в парах по ходу часовой стрелки (дв. № 21). Руки в том же положении. К концу 16-го такта исполнители в парах останавливаются по четырем углам сцены и поворачиваются лицом к центру. Юноши правой рукой берут девушку своей пары сзади за талию. Девушки левую руку кладут на правое плечо юноши. Свободные руки раскрывают в стороны.







Фольклор мира







*




**