Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Польские танцы

Консультанты: Юрий Гогол, Казимир Яцык, Тереза Шрамовска, Эльжбета Хаус

Прошло несколько веков с той поры, как польские народные танцы стали известны во многих странах Европы. Популярность пришла к ним сразу. Их по достоинству оценили и любители танцевального искусства и мастера-профессионалы.

Развитию польских танцев в значительной степени способствовали оперно-балетный театр и бальная хореография. Но в сценической обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. В глубокой древности в крестьянской среде возникли почти все виды народного танца. Значительно позднее сочинителями танцев стали ремесленники, городской люд. Первые танцевальные формы были неразрывно вязаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка, издавна польским танцам присущи театральная яркость, декоративность.

В рождественские праздники в каждом доме были обязательны танцы ряженых. Свои танцы имела пасхальная неделя. А в день Ивана Купалы молодежь вола хороводы вокруг костров. Борьба польского народа с угнетателями запечатлена в героических танцах.

Они воспевают мужество и бесстрашие простых людей. Патетична и воинственна пластика этих танцев. Их композиционный рисунок строг, величествен, динамичен.

На многолюдных народных празднествах слагались и канонизировались различные па, движения, позы наиболее распространенных танцев: полонеза, «мазура», краковяка, «обэрэка» и др. Поколение за поколением совершенствовали и передавали друг другу красивый и сложный комплекс их движений. Бережно хранил польский народ чистоту форм и характер исполнения своих танцев, оберегая их от чужеродных влияний.

Польский народный танец преимущественно парно-массовый, исполняется он любым количеством пар, чаще четным. В отдельных областях есть танцы мужские и женские. Велик танцевальный словарь польской народной хореографии. Здесь много различных сложных движений, вращений, поз. В пластике польских танцев сочетаются грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный темперамент. Но весь этот сложный танцевально-психологический сплав подается сдержанно, строго. Особенно сложна архитектоника дуэта. В нем много различных поворотов и поз, мелких движений; исполнители должны строго следить за красотой рисунка рук, четко и образно заканчивать танцевальные фразы. В дуэте мужчина рыцарски внимателен к своей даме, он старается добиться ее благосклонности, он элегантен, подтянут и мужествен. Это особенно характерно для мазурки.







Фольклор мира
Структура польских танцев
История польских танцев
Танцы горных районов Польши
Районные варианты польских танцев

Техника исполнения танцев

Мазур
Женский ход по кругу
Парный ход по кругу
Танец ведущей пары
Танец девушки с юношей другой пары
Танец девушки с юношей из третьей пары
Парный ход по кругу
Соло девушки
Ход по кругу ведущей пары
Финальные движения в линию

Краковяк. Часть 1
Краковяк. Часть 2
Краковяк. Часть 3

Куявяк. Часть 1
Куявяк. Часть 2
Куявяк. Часть 3
Куявяк. Часть 4

Обэрэк. Часть 1
Обэрэк. Часть 2

Основные движения. Часть 1
Основные движения. Часть 2
Основные движения. Часть 3
Основные движения. Часть 4
Основные движения. Часть 5
Основные движения. Часть 6
Основные движения. Часть 7
Основные движения. Часть 8
Основные движения. Часть 9
Основные движения. Часть 10
Основные движения. Часть 11
Основные движения. Часть 12
Основные движения. Часть 13

Национальные музыкальные инструменты
Сказки
Национальная женская одежда
Национальная мужская одежда








*




**