Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Хороводный женский танец

Предлагаемая композиция танца не является каноничной. Педагог-балетмейстер может видоизменять композицию, рисунок танца, усложнять танец технически, дополнять движения, но основные характерные особенности танца должны быть сохранены.

Начинается танец не быстро, затем убыстряется и исполняется в основном по кругу любым количеством участниц. Данная композиция рассчитана на восемь исполнительниц. Исходное положение. Четыре исполнительницы находятся в последней правой кулисе, четыре — в последней левой кулисе. Девушки правой стороны стоят в линию правым плечом к сцене, девушки левой стороны — левым плечом к сцене. У каждой исполнительницы руки лежат ладонями сбоку на талии. Ноги — по 6-й позиции. Музыкальный размер: 4/4. Темп не быстрый.

1-я фигура. Выход и построение в общий круг. 16 тактов.

1-й—8-й такты Девушки выходят перекрестным ходом (дв. № 2). Находящиеся в правой кулисе ход начинают с левой ноги, делая первый шаг левой ногой спереди накрест правой ноги; находящиеся в левой кулисе ход начинают с правой ноги, делая первый шаг правой ногой спереди накрест левой ноги. Корпус вместе с шагом поворачивается то правым, то левым плечом вперед. Когда правая нога спереди — правым плечом, когда левая нога спереди — левым плечом. Голова чуть приподнята и, оставаясь лицом к зрителю, переводится вместе с корпусом то к правому, то к левому плечу.

К концу 8-го такта девушки выстраиваются в одну прямую линию лицом к зрителю. Руки в том же положении.

9-й—16-й такты Исполнительницы за двумя девушками, находящимися в центре линии, идут вперед на зрителя ходом с каблука (дв.№ 3). Девушки, находящиеся справа от зрителя, идут в затылок за средней девушкой, начиная ход с левой ноги, выставляя ее вперед на каблук. Девушки, находящиеся слева, идут за другой средней девушкой в затылок, начиная ход с правой ноги, выставляя ее вперед на каблук. Девушки, начинающие ход с левой ноги, левой рукой держатся за юбочку, правая рука лежит ладонью сбоку на талии. Корпус поворачивают правым плечом вперед, по направлению движения. Девушки, начинающие ход с правой ноги, правой рукой держатся за юбочку, левая рука лежит ладонью сбоку на талии. Корпус поворачивают левым плечом вперед по направлению движения. Затем средние девушки заводят остальных: на правой стороне сцены девушки двигаются по кругу против хода часовой стрелки, на левой стороне сцены — по кругу по ходу часовой стрелки. К концу 16-го такта девушки образуют общий круг и останавливаются лицом к центру круга. Руки кладут ладонями сбоку на талию.

2-я фигура. «Чардаш» на месте (одинарный, двойной и в повороте). 16 тактов.

1-й такт Девушки, находясь лицом к центру круга, выполняют одинарный «чардаш» (дв. № 1, 1-й вид) с правой ноги. Корпус поворачивается правым плечом вперед по направлению движения. Голова слегка приподнята и поворачивается к правому плечу. Руки лежат ладонями сбоку на талии.

2-й такт Девушки выполняют одинарный «чардаш» (дв. № 1, 1-й вид) елевой ноги. Корпус поворачивается левым плечом вперед по направлению движения. Голова поворачивается к левому плечу. Руки в том же положении.

3-й такт Повторение 1-го такта.

4-й такт Повторение 2-го такта.

5-й—6-й такты Девушки, оставаясь лицом к центру круга, выполняют двойной «чардаш» (дв. № 1, 2-й вид) с правой ноги. Корпус поворачивается правым плечом вперед, прямо и опять правым плечом вперед по направлению движения.

7-й—8-й такты Девушки выполняют двойной «чардаш» (дв. № 1, 2-й вид) с левой ноги. Корпус поворачивается левым плечом вперед, прямо и опять левым плечом вперед по направлению движения.

9-й—10-й такты Девушки двигаются по кругу против хода часовой стрелки, выполняя «чардаш» (дв. № 1, 3-й вид) с правой ноги, с поворотом на полкруга вправо, спиной к центру круга. Корпус прямой. Руки лежат ладонями сбоку на талии.

11-й—12-й такты Девушки двигаются по кругу в том же направлении, выполняя «чардаш» (дв. № 1, 3-й вид) с левой ноги, с поворотом на полкруга влево, лицом к центру круга. Корпус и руки в том же положении.

13-й—14-й такты Повторение 9—10-го тактов.

15-й—16-й такты Повторение 11—12-го тактов.







Фольклор мира







*




**