Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Народная хореография Венгрии

Венгерская народная хореография прежде не знала женских сольных танцев. Зато мужской сольный танец «легенеш-танец» («танец парня») был широко распространен по всей стране и имел множество областных вариантов. В нем, как и в массовом танце, исполнителю давалась полная свобода импровизации. Танцы с саблями, палками, в сапогах со шпорами требуют виртуозного мастерства, музыкальности, точного следования ритмическому рисунку. Ведь для венгерского танца обязательно совпадение музыкальной и танцевальной фразы. Но, как бы были технически изощренны пляски, в них всегда была и есть связь с жизнью, образное начало. Особенно ярко проявляется это в трудовом танце «чарденгеле», построенном на сложном рисунке движений ног, и в трансильванской пляске «топоток», украшенной синкопами.

В «топотке» каждый топот, каждый хлопок и удар по сапогу должны точно совпадать с самыми важными тактами синкопических музыкальных фраз. Не теряется естественность, мужественная грациозность и в трансильванском танце «пантазоо», где своеобразные движения ног сочетаются с хлопками и хлопушками. Не меньший интерес представляет мужской танец куншагскю пастухов с палками. В Куншаге (районе Венгерской низменности) пастушество в течение многих лет представляло собой главный род занятий. Традиции пастушеской жизни отражаются не только в характерных костюмах и музыкальных инструментах, но и в том, что пастухи во время танца не расстаются со своим орудием труда — палкой. В танцах Венгрии оживают, становятся зримыми страницы истории, жизнь народа. Очень показателен в этом плане танец «вербунк» (его название происходит от слова «вербовать»), «Вербункоши», или вербовочные танцы, сложились в самом начале XIX века. Небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралой ходили по деревням, вербуя в армию крестьянских парней. Вербовщиков сопровождали музыканты, наигрывавшие народные песни и танцы. На завербованных крестьян надевала солдатский чако и вешали саблю. «Вербункошш впитали приемы старинных солдатских танцев, «Вербункоши» бывают сольные и групповые; v тем и другим свойственны импровизационное™ и строгие черты венгерского мужского танца, Женские венгерские танцы исключительно групповые. К ним относятся хороводы, танцы с бутылками и с подушками, свадебные танцы со свечами. Эти танцы спокойные, не быстрые, Восторженно принимают зрители танец с бутылками на головах. Плавно и четко движутся женщины, сопровождая свой ход ритмическими постукиваниями каблучками пачу — туфель без задников. На их головах неподвижно стоят бутылки, до верху наполненные красным искрящимся вином. Танец этот очень распространен в тех областях Венгрии, где принято носил тяжести на голове.

Многие исследователи считают, что этот танец связан с бьгом, отражает гордый и независимый характер венгерской женщины. Возник он в тяжелую для венгерского крестьянства пору. Далеко от дома работал на барщине кормилец семьи. Жена доставляла ему еду, отправляясь с ребенком на руках в дальний путь. Корзину с едой она привязывала за спину, а бутылку с питьем, чтобы не плескалась, несла на голове. Проходя мимо барской усадьбы, женщина выпрямлялась и гордо шествовала, не желая показать, что ей трудно идти в жару с такой тяжелой и неудобной ношей.











Фольклор мира
Венгерские танцы
Танцевальные традиции Венгрии
Народная хореография Венгрии
Свадебный танец

Техника исполнения танцев

Танец с бутылочками
2. "Воротца"
3. "Шэн"
4. Вращения
5. Ход по кругу
6. "Ключ"

Хороводный женский танец
2. Ход в одну и другую сторону
3. Вращения в парах
4. Перестроение в линию

Парный "чардаш"
2. Проходка вперед
3. Переходы и вращения
4. Хлопушки с отскоками
5. Парные вращения

Основные движения венгерских танцев
Чардаш
Перекрестный ход
Ход с каблука
Ключ
"Ключ" с трамплинными движениями
Трамплинные движения и броски ногой
Перекрестный ход и "Ключ"
Перескоки через ногу
"Сутеню"
Винтообразный поворот
Боковые шаги
Переходы из стороны в сторону
Парный "чардаш"
Парное вращение перекрестным ходом
Переходы и вращения
Парное вращение
Вращение девушки
Соскоки на всю ступню
Подъем и перенос девушки
Па де бурре
Па де бурре по 3-й позиции
Одинарные отскоки
Одинарныне и двойные отскоки
Хлопки и хлопушки
Хлопушки с "ключом"
Хлопушки
Хлопушки по голенищу сапог
Хлопушки с прыжком

Национальная мужская одежда
Национальная женская одежда
Национальные музыкальные инструменты
Мифы и легенды Венгрии








*




**