Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Национальная мужская одежда

Бурная военная история Венгрии, борьба за политическую независимость от Габсбургов, отразилась в мужской национальной одежде. В те времена военная форма была в почете и гордо именовавшие себя венгерской нацией, только благородные сословия, дворянство, духовенство носили ее. Простолюдины носили иную национальную одежду – полукафтан (доломана), узкие штаны с сапогами, плащ (ментик) и высокую шапку с пером. Доломан молодого человека был короток. Люди постарше носили длиннее, но самый длинный доломан одевали служащие. Ментик обычно был по краю оторочен мехом и его вместе с доломаном богато украшали зеленые, желтые, синие, красные галуны.

Со временем после поражения крупного восстания против Габсбургов, доломан, и ментик стал короче, и в XIX веке превратился в мундир и куртку русских гусар. Первые гусарские полки были сформированы из бежавших приспешников, захлебнувшегося восстания.

Девятнадцатый век в Венгрии был отмечен европеизмом повседневной одежды. Прогрессивная учащаяся молодежь и аристократия перенимали столичный образ жизни и чаще носили западноевропейскую одежду - туфли с пряжками, кружевные сорочки, парики с косичками. Казалось, что венгры, копируя Европу, постепенно теряют свой внешний облик, забывая суровую простоту предков.

Очередные желания монарха ликвидировать автономии в рамках империи, возмутили общество и венгры, чтобы лишний раз показать свой патриотизм и негодование, специально облачились в национальные костюмы. Такое мощное выражение протеста народом заставило монарха изменить свои планы. Национальный костюм становится символом победы над Габсбургами.

Восстановив Государственного собрания (органы самоуправления дворян), венгры проводили собрания в национальных костюмах и, пропитываясь духом национального дворянства, даже дома запрещали своим родственникам носить чужеземные платья и прически.

В 1790 году свершилось важнейшее событие – вернулась на родину корона св. Иштвана (главная святыня страны). Корону дворяне решили сами сопровождать до древней столицы королевства, города Буда. Не доверяя имперской охране, были организованны специальные полувоенные отряды бандерии, одевающиеся в форму куруцев, так как эта форма участников ранних освободительных войн против Габсбургов.

С тех пор на людях, в публичных собраниях, светских раутах, на балах стало принято надевать национальную одежду. Всерьез задумались над одеждой даже для священников. Национализация захлестнула Венгрию, и теперь многих дворян было не отличить от мастеровых, а дам от их горничных — все они носили одинаковую одежду. В ходу была такая фраза: « Теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Техника изготовления ткани, орнамент и расцветка имеет много элементов схожих с европейскими узорами: несложные геометрические фигуры, разноцветные полосы. Преобладающие цвета ткани – синий, белый, черный, красный. Вышивка появилась позже. В старину вышивка была с геометрическим орнаментом одного или двух цветов. Современная вышивка разноцветная, с акцентом на вышивание цветов.







Фольклор мира







*




**