Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Старинные немецкие танцы

Среди немецких старинных танцев одно из значительных мест занимает «алеманда», появившаяся в XVI веке. «Алеманда» — парно-массовый танец. За первой парой в колонну становятся остальные участники танца. Они делают три шага, а затем без прыжка поднимают ногу вперед или назад. Дойдя до конца зала, первая пара поворачивается и возвращается на прежнее место. На этом заканчивается первая часть танца. Замолкает музыка. Во время паузы кавалеры могут перебрасываться шутками со своими дамами. Вторая часть танца исполняется точно так же, как первая. А в третьей части те же движения делаются в более быстром темпе, и рисунок танца дополняется прыжками.

Один из исследователей немецкой хореографии писал, что все народные танцы Германии принадлежат к группе «шляйферов», или парных круговых танцев. Действительно, для немецкой хореографии издавна характерны вращения девушек, парные вращения, продвижение пар по кругу.

В XVIII веке в Германии было много вращательных парных танцев. Большой популярностью среди них пользовался круговой танец в живом, быстром темпе — «шляйфер», известный также под названием «немецкий танец». Не менее популярен был и предшественник вальса «лендлер». Но если вальс только круговой танец в медленном темпе, то в «лендлере» мы встречаемся со множеством фигур. В основе «лендлера» лежит переменный спокойно-скользящий ход без подпрыгиваний. Этот танец никогда не исполнялся с вытянутыми в сторону руками. Иногда в начале танца парень, взмахнув рукой, начинал крутить девушку, которая затем кружилась под его рукой в течение восьми тактов. Сохраняя ритм, пары проделывали фигуры в самой различной последовательности. В разных областях Германии «лендлер» имел свои оттенки и свою манеру исполнения. В некоторых местностях парень солирующей пары «выпускал» девушку и хлопал в ладоши в такт музыке. Остальные парни останавливались на середине круга и тоже хлопали в ладоши, а девушки в это время кружились. В других районах танцевали, вращаясь только влево, прижавшись головами друг к другу.

Среди большого разнообразия немецких народных танцев особенно выделяются: «шляйфер», «лендлер», «швельмер», «штайрер», «шуплятлер» и «драйштайрер».

«Швельмер» — богатый фигурами, лирический по настроению танец, исполняемый в манере старинного «шляйфера».

«Штайрэр» — этот танец очень похож на «лендлер».

Родина «шуплятлера» — горные баварские деревни. По форме он напоминает «лендлер», но кроме вращательных движений в этом танце исполнители выполняют попеременно удары по бедру или по подошве. Различают «шуплятлеры» с двумя и пятью ударами. «Шуплятлер» нередко перемежается с рядом красивых фигур «лендлера».

«Драйштайрер» исполняют втроем: юноша в середине и две девушки по бокам. Композицию танца украшают многочисленные фигуры: «узелок», «двойной узелок», «звезда», «маленькое окошечко», «два окошечка» и др. В первой и третьей частях танца исполнители плетут различные рисунки, не разъединяя рук, во второй части они танцуют, не держась за руки. В XVIII веке усложнился состав оркестра, сопровождающего массовые танцы. В него вошли кларнеты, цитры, скрипки, контрабасы, трубы.

В XIX веке среди народных и бальных танцев самое широкое распространение получает вальс с различными фигурами. Помимо плавных, вальсообразных парных танцев, для которых характерны вращения по кругу, существуют парные танцы с подскоками, имеющие также круговую форму. К танцам с подскоками относятся, например, «рюллер шпрингер». В Германии, как и в других странах, со временем стали появляться комбинированные формы танцев — «вальс-кадриль», «вальс-полька», «полька-галоп».

Богатство народной хореографии тщательно изучается хореографами ГДР. Бережно относясь к немецкому танцевальному фольклору, они увлеченно осваивают и танцы других народов. Государственный ансамбль народного танца (балетмейстер — Tea Масс), Государственный сельский ансамбль и многие самодеятельные коллективы успешно развивают народные традиции и работают над созданием танцев современной тематики. Некоторые из работ этих коллективов были показаны на Втором фестивале народных танцев в городе Кишиневе.







Фольклор мира







*




**