Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Методика преподавания

Длительная работа в Московском хореографическом училище помогла автору разработать методику преподавания народно-сценического танца, выявила ее способности педагога-художника, формирующего артистический облик учеников. Внимание, которое уделяется на своих уроках стилю, манере исполнения, умению распределить эмоциональную нагрузку, выявить тончайшие нюансы народной пластики, — все это отразилось в ее системе воспитания хореографов в стенах Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, где она работает со дня основания балетмейстерского и педагогического отделений.

На балетмейстерском отделении у преподавателя предмета «народно-сценический танец» основная задача — научить будущих хореографов создавать собственные композиции на основе подлинных образцов народного танца. Цель настоящей книги — ознакомить хореографов с характерными особенностями народных танцев семи стран социалистического содружества. Руководствуясь учебной программой института и учитывая требования практиков хореографического искусства, автор книги в качестве примеров брала танцы, в которых встречаются движения, самые типичные для данной танцевальной культуры.

Представлены три вида танцев: танцы подлинно фольклорные, танцы народно-сценические и собственные композиции автора. Фольклорные танцы — все чешские, сербские и хорватские, словацкий «трешчак», немецкий «лендлер», болгарский «пайдушко-хоро», румынский «сырба» — запечатлены в книге так, как они танцуются народом, с точным сохранением композиционного рисунка, ритма, порядка движений, характерных особенностей. К группе народно-сценических танцев относятся словацкий «вербунк», болгарский «трынско-хоро», польские «мазур» и «обэрэк», немецкий «драйштайрер» и другие. Они сочинены авторами различных стран на основе фольклорных источников и признаны у себя на родине как композиции, по духу и художественным краскам близкие народному искусству. Третью группу составляют: венгерские «женский хороводный танец» и парный «чардаш», румынский «брыул». Они даются как возможные варианты сценического танца, как учебные примеры.

Много интересных исторических сведений, связанных с возникновением того или иного танца, говорят об эволюции хореографии той или иной страны, о связях ее с музыкой, живописью, трудом и бытом, о взаимоотношениях народного и профессионального искусства. В своих исследованиях и пособиях балетмейстер выступает больше как опытный практик и методист. Автор всеми силами желает помочь практикам хореографии в освоении народного танцевального искусства, в постановочной деятельности. Отсюда такое пристальное внимание к архитектонике пространственного рисунка, композиционному построению, технологии движений, потактовой раскладке, стилистическим особенностям танца. С каждым днем расширяется репертуар ансамблей народного танца, балетных театров, кружков и коллективов танцевальной самодеятельности. С большим интересом работают над воплощением танцев стран социалистического содружества советские хореографы. Книга Т. С. Ткаченко поможет им освоить танцы этих народов.









Фольклор мира







*


***