Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Форма искусства

Из поколения в поколение передавались формы танца и манера их исполнения. Однако в условиях крепостнического и буржуазного строя терялись и разрушались многие ценности народного искусства. У некоторых народов в результате нищеты и религиозного гнета национальные танцы были совершенно утеряны. Народное танцевальное искусство Киргизии, Казахстана, Туркмении возродилось только в советскую эпоху. Но и в тех республиках, где танец сохранился, необходимо было очистить его от чужеродных напластований и наслоений, восстановить забытые формы. Жизнь требовала создания новых народных танцев, отражающих характер и деяния советского человека, его радостный труд и современные этические нормы его жизни.

Сложные проблемы народной хореографии начали успешно решаться в конце 40-х годов. Эти годы ознаменовались созданием нового жанра танцевального искусства, контуры которого были подсказаны самой жизнью, небывалым расцветом народного творчества. Он получил название «ансамбль народного танца».

Оказавшись самым массовым и любимым видом искусства, он сразу снискал популярность и любовь самого широкого зрителя. В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля И. Моисеевым. «Задачи ансамбля, — писал он, — создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев»*. Черпая в но родном искусстве материал для своего творчества, Моисеев создает новые, свои собственные танцы, по духу такие близкие народу, что народ не только принимает их, но и считает своими. Сразу же после войны Моисеев создал сюиту из польских танцев, а затем показал целую программу «Мир и дружба», куда вошли танцы многих стран. Не трудно, было заметить, что истоком этой программы является подлинно народный танец.

В настоящее время все республики, все народы нашей страны имеют свои ансамбли народного танца. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н. Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность. Жизнь ставит перед хореографией большие и сложные творческие задачи. Выполнение их требует глубокой профессиональной оснащенности.

Чтобы создавать новые танцы, необходимо изучить образцы народной хореографии, познакомиться с их главными формами, композиционной структурой, основными движениями, ритмами, манерой исполнения. Примером такого вдумчивого отношения к народному танцу является деятельность автора этой книги Тамары Степановны Ткаченко — профессора хореографии, автора нескольких фундаментальных работ в области народно-сценического танца. В науку и педагогику Ткаченко пришла со сцены Большого театра, где более двадцати лет была характерной солисткой, исполнительницей национальных танцев. Солидный артистический опыт помог ей найти собственную педагогическую манеру, определить для себя круг научных интересов и проблем.









Фольклор мира







*


***