Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Народное искусство

Передовые русские писатели не раз обращали внимание мастеров балета на необходимость бережно и уважительно относиться к народным танцам, не проходить мимо богатства их красок.

Любя и ценя народное искусство, они не требовали от хореографов механического перенесения его на сценические подмостки. Они подсказывали метод смелой, творческой и поэтической обработки народных танцев. «Руководствуясь тонкою разборчивостью, творец балета может брать из них сколько хочет для определения характеров пляшущих своих героев. Само собою разумеется, что, схвативши в них первую стихию, он может развить ее и улететь несравненно выше своего оригинала, как музыкальный гений из простой услышанной на улице песни создает целую поэму», — писал Гоголь. Этот сложный творческий процесс получил свое завершение только в советскую эпоху, когда балетный театр стал подлинно народным искусством.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей характерного, народного танца. Прославленные русские балерины и танцовщики также отлично владели характерной пластикой. А. Истомина, Е. Санковская, А. Павлова, Е. Гельцер и многие другие с достоинством выступали в национальных танцах. Русский балетный театр утвердил и совершенствовал амплуа характерного танцовщика, характерной балерины. Искусство московской артистки С. Федоровой выражало лучшие достижения русского балета в этом плане. В ее исполнении характерных танцев не было внешней декоративности, в нем сверкали театрально-преображенные, подлинно народные и естественные краски. Ее искусство было глубоко психологичным, поэтически обобщенным и вызывало самые жизненные ассоциации.

В советскую эпоху происходит истинный расцвет народного танца. Уже первые фестивали и смотры, в которых участвуют представители всех республик и национальных округов страны, демонстрируют огромные художественные богатства, выдвигают одаренных исполнителей, энтузиастов народного танца. Тысячи самодеятельных коллективов пробуют свои силы в создании новых танцев, в возрождении забытых национальных композиций. Поиски народных коллективов тесно смыкаются с проблемами и задачами, которые ставит перед собой профессиональный театр. Балетмейстеры, создававшие в 20-х и 30-х годах первые советские балеты, в новых условиях решали проблему соединения народного и классического танца, решали на спектаклях реалистических, произведениях большой и важной темы, где народ являлся главным действующим лицом. Значительно расширилась палитра народных танцев, включаемых в многоактные балеты.









Фольклор мира







*


***