Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Чешский танец

Соломайка

Соломайка — парный или парно-массовый танец, исполняется любым количеством пар, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки и по ходу часовой стрелки. В танце две фигуры.

Исходное положение. Исполнители в парах стоят лицом друг к другу: юноша спиной по направлению движения, девушка — лицом. Юноша правой рукой держит правую руку девушки. Соединенные руки находятся между исполнителями. Левые руки лежат ладонями сбоку на талии. Ноги — по 6-й позиции.

Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.

1-я фигура. 8 тактов. Музыка А.

1-й такт Исполнители в парах двигаются по кругу против хода часовой стрелки (дв. № 10, 1-й такт). Юноша, подскочив на левой ноге, правую ногу поднимает невысоко назад. Одновременно девушка, подскочив на правой ноге, левую ногу поднимает невысоко вперед. Ноги вытянуты в коленях и подъеме. Юноша, не сгибая корпус в пояснице, наклоняется вперед, девушка отклоняется назад.

Затем, вторично подскочив на опорной ноге (юноша на левой, девушка на правой), юноша правую ногу по воздуху проводит вперед, девушка левую ногу проводит назад. Ноги вытянуты в коленях и подъеме. Юноша корпус отклоняет назад, девушка — наклоняет вперед. Исполнители поочередно как бы кланяются друг другу, причем юноша ведет девушку за собой.

Исполнители в парах одновременно выполняют три притопа по 6-й позиции, юноша, начиная с правой ноги, девушка — с левой. Ноги вытянуты в коленях. Корпус прямой. Голова направлена лицом друг к другу. Руки в том же положении (дв. № 10, 2-й такт). Повторение 1-го такта, но с другой ноги. Юноша подскакивает на правой ноге, поднимая левую ногу назад, затем вперед.

Одновременно девушка подскакивает на левой ноге, поднимая правую ногу вперед, затем назад. Юноша корпус наклоняет вперед, затем отклоняет назад. Девушка корпус отклоняет назад, затем наклоняет вперед. Руки в том же положении. Юноша ведет девушку за собой (дв. № 10).

4-й такт Повторение 2-го такта.

Исполнители в парах одновременно выполняют три притопа по 6-й позиции: юноша, начиная с левой ноги, девушка — с правой.

Повторение 1—4-го тактов.

2-я фигура. 8 тактов. Музыка Б (проигрывается два раза).

1-й—4-й такты Исполнители в парах, соединив правые руки в локтях, вращаются простыми шагами по ходу часовой стрелки, делая первый шаг правой ногой. Шаги выполняются на каждую четверть такта. Левые руки лежат ладонями сбоку на талии. Корпус прямой, исполнители повернулись правым плечом друг к другу. Головы повернуты лицом друг к другу. За четыре такта исполнители выполняют вращение на два полных круга. Исполнители, соединив левые руки в локтях, простыми шагами вращаются против хода часовой стрелки. За четыре такта исполнители выполняют вращение на два полных круга.

Танец повторяется сначала, с 1-й фигуры. Пары могут двигаться по кругу против хода часовой стрелки, юноша каждой пары как бы ведет девушку за собой; или двигаться по ходу часовой стрелки, в этом случае девушка каждой пары как бы ведет юношу за собой.








Фольклор мира







*




**