Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Чешские танцы

Консультанты: Любуша Генькова, Штефан Носал, Йозеф Квочак, Тибор Андрашован

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI—XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне.

Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой — рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами. На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие. Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца.

Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки — на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка — правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки.

Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» — плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях. Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше.

Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры. Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта — на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам — две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки, «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4. Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами.







Фольклор мира

Техника исполнения танцев

Гулян

Соуседска

Пасачка

Бажант

Резанка

Дупак

Тржасак

Соломайка

Основные движения чешских танцев
2. Вальсообразное движение одиночное
3. Вальсообразное движение парное
4. Боковые шаги
5. Подскоки
6. Тур в воздухе
7. Полька без подскоков
8. Полька с трамплином
9. Полька с подскоком
10. Подскоки на одной ноге
11. Парное вращение
12. Парное вращение на подскоках

Сказки Чехии
Чешская волынка
Национальная женская одежда
Национальная мужская одежда
Народные песни Чехии
Мифы и легенды Чехии








*




**