Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Старо сито и корыто

Хорватские танцы необычайно разнообразны. Они бывают только женские или только мужские, смешанные и детские. Обычно эти танцы массовые и исполняются любым количеством участников. Для композиции хорватских танцев характерны: круг, полукруг, линии, спираль, несколько кругов или внешний и внутренний круги, причем движение по кругу обычно выполняется по ходу часовой стрелки. Иногда один или два исполнителя отделяются от остальных и танцуют соло, затем возвращаются и продолжают танец со всеми вместе. В Хорватии много танцев, исполняемых на трамплинных движениях, причем эти движения выполняются на всей ступне по 6-й позиции, не сгибая ног в коленях. Значительно реже встречаются трамплинные движения, выполняемые с полупальцев на всю ступню. В танцах, где много трамплинных движений, верх корпуса слегка наклоняют вперед. Часто встречаются танцы, в которых исполнители двигаются широкими скользящими шагами, согнув ноги в коленях, не вырастая и не оседая. Шаги выполняются на всей ступне на каждую восьмую такта. Первый шаг делается правой ногой спереди накрест левой ноги.

Во время танца исполнители держатся за руки через одного, спереди или сзади так, что руки получаются скрещенными, или держатся за пояса рядом стоящих исполнителей. Корпус в таких танцах поворачивают левым плечом по направлению движения, голову — к левому плечу. В женских танцах исполнительницы, образовав круг, корпус иногда отклоняют назад, как бы образуя раскрытую чашу, и в таком положении двигаются по кругу. Темп хорватских танцев вначале не быстрый, затем убыстряется, Движения выполняются легко, без стука. Для женских костюмов Хорватии очень характерно сочетание белого и красного цветов Юбки обычно длинные с кружевной оборкой но иногда бывают и короткие. Юбка, передние и рукава кофты украшены вышивкой. Безрукавка окантована мехом. На плечи женщин часто накидывают платок с бахромой или кружевом. Костюм дополняет большое количеств красных бус. Волосы гладко причесаны и за плетены в косу, которая внизу завязываете красным бантом, иногда его прикалывают сбоку, у основания косы. Часто женщины украшают голову красной гвоздикой или наколкой с белым рюшем. На ногах — мягкая обувь.

Старо сито и корыто — смешанный танец, исполняется любым количеством участников, иногда парами, двигаясь по кругу походу часовой стрелки и линией вперед и назад, движением № 1, выполняя его много раз подряд.

Танец импровизационного характера: балетмейстер может видоизменять его по своему желанию.

Предлагаемая композиция танца — один из возможных сценических вариантов.

Исходное положение. Девушки и юноши стоят отдельно.

Ноги — по 6-й позиции.

Музыкальный размер: 2/4. Темп средний.

1-я фигура. 8 тактов. Музыка А и Б.

1-й—4-й такты Юноши двигаются к девушкам своей пары (дв. №1). Руки лежат тыльной стороной кисти сзади на талии.

В конце 4-го такта каждый юноша берет правой рукой правую руку девушки.

5-й—8-й такты Исполнители в парах двигаются в сторону юноши (дв. № 1). Юноша идет спиной по направлению движения, девушка — лицом.







Фольклор мира







*




**