Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

2. Движение в сторону

2-я фигура. 8 тактов. Музыка А и Б.

1-й— 8-й такты

Исполнители в парах продолжают двигаться в сторону юноши (дв. № 1). Две пары или несколько пар могут меняться сторонами, затем вращаться в одну или в другую сторону.

К концу 8-го такта исполнители, оставаясь в парах, образуют полукруг, юноши — спиной против хода часовой стрелки.



Народные песни Хорватии

Xорватское народное пение зародилось в обрядах древних славянских племён, населявших Балканы в шестом – седьмом веках нашей эры.

По сей день сохранились ритуальные, лирические, эпические, плясовые и другие народные песни Хорватии. Песни имеют областные различия, которые связанны с итальянским, венгерским и другими влияниями - всё зависит от географического положения того или района страны.

Хорватская народная музыка находится под влиянием трех основных направлений:

1) Средиземноморья (в прибрежных зонах);

2) Балкан (в предгорьях);

3) Центральной Европы (в центральных и северных частях страны).

Народная музыка Хорватии представлена тремя основными направлениями: Klapa, Tamburitza и Gusle.

Klapa представляет собой форму пения «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Слово «klapa» переводится с хорватского как «группа людей». Корни этого вида пения уходят к литоральному церковному пению. Мотивы песен отражают любовь, страну, родной край, море, а также вино. Главные элементы этого вида народного пения - гармония и мелодия, ритм в большинстве случаев не важен. Группа певцов стиля «Klapa» состоит как правило из первого тенора, второго тенора, баритона и баса. Несмотря на то, что «klapa» - это народные песни «а капелла», иногда для придания ещё большей мелодичности добавляют нежную гитару или мандолину. «Кlapa» исполняется на улицах городов Хорватии по вечерам перед ужином. Обычно поют двенадцать мужчин. Они исполняют красивые гармоничные мелодии. Следует отметить, что мужские и женские группы певцов никогда не смешиваются.

«Tamburitza» - такая форма народной музыки, в которой помимо вокала есть струнные инструменты. Пика популярности этот вид народного пения достиг в девятнадцатом веке. Основная тематика народных песен «tamburitza» - это общие темы любви и счастливой жизни в деревне. Пение «tamburitza» прежде всего присутствует в северной Хорватии.

«Gusle» - этот стиль народной хорватской песни предполагает игру на традиционном инструменте - гуслях. Вид зародился в хорватской эпической поэзией и имеет акцент на важные исторические и патриотические события страны. Народные песни в сопровождении гуслей известны тем, что в них прославлялись преступники периода турецкого господства, и возвеличивались герои хорватской войны за независимость.

Для народных песен Хорватии характерны семиступенные натуральные лады, часто встречается пентатоника и ладовая переменность, а также синкопы и переменные размеры.

В народе очень популярны Рождественские народные песни двенадцатого века.

Также очень популярной народной песней является печальная по смыслу, но веселая исполнением «Будио, будио, нисам е пробудио». В ней поется о несчастной любви молодых людей, о их несостоявшейся свадьбе. Смысл песни в том, что жених отправляется в военный поход, покинув свою невесту на некоторое время. Невеста, испереживавшись за судьбу своего суженного, умирает не дождавшись его возвращения. Когда же он возвращается, то впадает в неимоверную тоску, оплакивая любимую. Припев песни гласит: «Бужу ее, бужу, и никак разбудить не могу».







Фольклор мира







*




**