Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

Национальная мужская одежда

Национальную мужскую одежду Болгарии можно условно разделить на два главных типа согласно цвету брюк и внешних предметов одежды: «белое платье» (belodreshnik) и «черное платье» (chernodreshnik), которое на практике чаще бывает синего или коричневого цветов.

«Белое платье» - это старинная форма мужской одежды славянского происхождения. Обычно она состояла из рубашки, похожей на тунику, брюк и верхнего предмета одежды. Характерной частью одежды являлся пояс - декоративный, обычно красного цвета, который мужчины плотно обворачивали вокруг талии.

Рубашки, которые носили мужчины с belodreshnik, обычно изготавливались из белого домотканого полотна. Они были чаще до колен, из цельного куска ткани с вырезом для шеи и короткого разреза вниз фронтом. Еще в рубашку дополнительно могли быть добавлены клинья под оружием, чтобы увеличить ширину. Рукава были или открыты в запястьях или собраны в манжеты, также мог быть добавлен узкий воротник. Такой стиль рубашки был либо не украшен, либо украшен узким рядом вышивки вокруг открытой шеи или на воротнике, а также на подоле, в концах рукавов, манжетах.

Стиль брюк в «белом платье» зависел от сезона. Самая старинная модель зимних брюк состояла из двух отдельных штанин (частей ткани) обвязанных вокруг пояса, они назывались nogavitsi или novoushta. Со временем эти брюки видоизменились в длинные, узкие, плотно облегающие шерстяные штаны, называемые benevretsi, которые были сделаны из белой домотканой шерстяной ткани (ткань из верблюжьей шерсти). Длина брюк достигала лодыжки, в некоторых областях северо-запада они были украшены черной тесьмой.

Более короткие зимние брюки, называемые dimii, были найдены в центре Северной Болгарии. Длина Dimii была чуть ниже колена, они имели широкие штанины, которые были украшены на нижнем крае вышивкой и аппликацией. Остальная часть ноги была покрыта dizove или kaltsi.

Летние брюки были сделаны из конопли, льняного полотна, позднее из хлопка. Они были более широкие, чем зимние брюки. У летних брюк довольно много названий - это и benevretsi, и dimii, и cheshiri, и bechvi.

Belodreshnik был распространен на территории всей Болгарии вплоть до начала XIX века. Но уже в первое десятилетие девятнадцатого века, в период Болгарского национального Возрождения, «белое платье» на территории центральной, южной и северо-восточной Болгарии постепенно вытесняется «черным». Вelodreshnik продолжают носить в западной и северо-западной Болгарии вплоть до начала XX века, когда его втеснил западный стиль одежды.

Оба типа костюмов носили с белой рубашкой (riza); широким, яркого цвета поясом (pojas); шапкой, сделанной из черной овчины (kalpak); legwraps (navoi) или вязаными носками; кожаными крестьянскими сандалиями (ts?rvuli) или ботинками.

Сhernodreshnik или «черное платье» распространялось в период Болгарского национального Возрождения с востока на запад. Процесс его экспансии ускорялся желанием мужчин быть похожими на горожан. На этот стиль сильно повлияла мода Османской империи.

Рубашки, которые носили с chernodreshnik, сначала были изготовлены из белой льняной ткани, позже ткань заменили фабричной хлопчатобумажной. Они были короче, чем рубашки из «белого платья», так как их заправляли в брюки. Из-за того, что сорочки носили в качестве нижнего белья под пиджак или жилет, вышивка осталась только на воротнике и манжетах рубашки.

Рубашки с chernodreshnik носили, как правило, носили в качестве нижнего белья под пиджак или жилет, в результате чего с течением времени вышивка в основном исчезли, и лишь ряды украшение оставшиеся на воротнике и манжетах.

Брюки были темно-синего, черного или коричневого цветов, изготовленные из шерстяной фабричной ткани(shayak). Темные шерстяные брюки (potouri), которые носили с chernodreshnik были мешковатыми в бедрах и жесткими в коленях. Эти брюки были очень широки в талии, со многими сгибами, собраны на поясе при помощи шнурка, чем больше складок и более полные potouri, тем более богатый человек. Potouri могли быть богато украшены тесьмой вдоль швов и вокруг карманов.







Фольклор мира







*




**