Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

44. Ход с маленьким прыжком

Движение № 44. Ход с маленьким прыжком.
Исходное положение ног — 6-я позиция.
Музыкальный размер: 5/16
раз Исполнитель делает шаг правой ногой вперед вправо на всю ступню.
Исполнитель делает шаг левой ногой вперед вправо на всю ступню накрест правой ноги.
три Исполнитель выполняет маленький прыжок типа па деша, то есть делает прыжок вперед вправо на всю ступню правой ноги и тут же делает шаг левой ногой вперед накрест правой ноги на всю ступню.
четыре Исполнитель делает беглый шаг правой ногой вперед на всю ступню.
пять Исполнитель делает шаг левой ногой вперед накрест правой ноги.
Движение повторяется сначала с той же ноги и может сочетаться с другими движениями.

День памяти святого Харалампия — 10 февраля (по новому стилю 24 февраля) в Болгарии народ празднует день святого мученика Харалампия. Бытует такое поверье, что святой является покровителем больных и держит на цепи все болезни, и прежде всего - чуму.

На многих иконах Святой Харалампий изображен бьющим и мучащим чуму, также он запечатлен держащим ее запертую в бутылке или же окованную цепями. Еще с давних времен в этот день воздают почести пчеловодам и пчелам, так как мед - это главное лекарство и пища для больных и для детей.

В некоторых местностях была традиция: освященный мед хранить за алтарем в течение 40 дней, а затем использовать его как лекарство.

В этот день совершались обряды против чумы, на которых использовался освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды привозили на рынок мед, воск, медовые соты, восковые свечи. Праздник Чумин день был широко распространен Болгарии. В этот день нельзя было работать, и все должно было быть чистым. Вставали рано утром, и обязательно мели гумно и загоны для скота, а также старательно чистили хлев. С утра пекли хлеб: один большой обрядовый и три поменьше. Середину большого хлеба надо было украсить крестом и несколькими прыщами из теста (символизирующими чуму) вокруг него, а по краю хлеба шел большой красивый венец, символ крепкого здоровья. Пока женщины вымешивали тесто и выпекали хлеб, кто-нибудь из семьи ходил на литургию для освящения меда. Медом этим намазывали испеченные хлебы, маленькие раздавали соседям в трех домах. Самая старшая женщина в доме в обед кадила ладаном еду и хлеб.

Мед как лекарство от болезней хранили весь год. Для задабривания чумы, на окраине села ей оставляли еду преимущественно хлеб и мед. Весь день нельзя было упоминать имя чумы, ее называли просто «тетушкой». Заслышав о чуме люди, встречали ее чистыми домами и дворами. Никто не воровал пока чума в селе, а если что-то было украдено, то все это выкидывалось на дорогу. Ели вдруг чума объявлялась на пороге дома, то каждый вечер для нее разогревали котел с водой, приготавливали белую глину, клали мягкую шерсть овцы и расческу и оставляли все это до утра.

Ночью по поверью приходила чума, мыла свои волосы, купала ребенка и обворачивала его в шерстью. И довольная, она уходила, не тронув никого в доме. И так делали каждый вечер, пока чума ходила по селу. Эти обычаи соблюдались во всей стране. А если появлялся слух о чуме, люди готовили обрядовое кушанье в честь Святого Харалампия и зажигали свечи. Мед, для освящения и использования в день святого Харалампия был не простым, его отжимали руками из сот. В давние времена у каждого пчеловода имелось по несколько килограмм такого меда. Он использовался как для лечения болезней, так и в семейных ритуалах. Многие церкви в Болгарии называются в честь этого почитаемого святого.













Фольклор мира







*




**