Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

33. Три удара

Движение № 33. Тричукни (три удара).
Исполнитель, поочередно ставя одну ногу спереди накрест другой ноги, ударяет пяткой об пол.
Исходное положение ног — 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4. Движение выполняется на 2 такта.
1-й такт
раз Исполнитель ударяет пяткой правой ноги спереди накрест левой. Нога вытянута в колене. Носок поднят вверх. Левая нога на всей ступне. Колено согнуто. Корпус слегка наклонен вперед влево. Голова направлена лицом к зрителю и слегка наклонена к левому плечу.
два Исполнитель переступает на всю ступню правой ноги чуть правее. Колено согнуто. Корпус, не выпрямляясь, начинает наклоняться вправо. Голова, оставаясь лицом к зрителю, наклоняется к правому плечу.
2-й такт
раз Исполнитель ударяет пяткой левой ноги спереди накрест правой. Нога вытянута в колене. Носок поднят вверх. Правая нога на всей ступне. Колено согнуто. Корпус слегка наклонен вперед вправо. Голова направлена лицом к зрителю и слегка наклонена к правому плечу.
два Исполнитель переступает на всю ступню левой ноги чуть левее. Колено согнуто. Корпус, не выпрямляясь, начинает наклоняться влево. Голова, оставаясь лицом к зрителю, наклоняется к левому плечу.
На следующий такт выполняется третий удар пяткой правой ноги. Движение можно выполнять, делая не три удара, а пять. В этом случае оно называется «пять чукни».

Со временем праздник в честь бога Велеса перерос в праздник святого Власия. А образ святого Власия с языческим богом Велесом (Волосом) был сближен не только из-за тождественности, но и благодаря одному поверью. Так, однажды к епископу Власию пришла бедная вдова, вся в слезах. И рассказала она ему, что волк украл у нее единственного поросенка. Тогда Власий успокоил ее и сказал ей, чтобы она спокойно шла домой. Придя, домой она увидела, как волк в зубах несет живого поросенка. Затем он разжал зубы и, оставив поросенка на пороге дома, убежал в лес.

Вдова пришла поблагодарить Власия, но, узнав, что он заточен в темницу, она зарезала поросенка, сварила его, затем голову, ножки поросенка принесла Власию.

Власий поблагодарил ее и благословил. Затем он сказал, что впредь тот, кто будет приносить каждый год в память ему жертвоприношения, тому будет благодать всю жизнь.

Есть еще одно народное поверье в установлении почитания праздника святого Власия. Так, в болгарской деревне Жежим одна женщина хоронила мужа-колдуна. Но в полночь умерший муж вдруг встал из гроба и направился к своей жене. Жена молитвами и крестным знамением не подпустила к себе колдуна. Тогда колдун, увидев возле печки теленка (он недавно родился) стал грызть его ногу. И в это время дверь в доме открылась, и вошел мужчина в белом одеянии. Он низверг колдуна под землю. Хозяйка дома стала его благодарить за спасение, но мужчина сказал, что он пришел ради спасения своего создания, а именно ради теленка. После этого события в деревне Жежим стали праздновать день святого Власия. В настоящее время молебны перед иконой святого Власия до сих пор проводятся в этой деревне.

Понятно, что история празднования святого Власия имеет древнее происхождение, и в течение долгого времени изменялись его функции, расширялось и обогащалось представление о нем.













Фольклор мира







*




**