Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

15. Чередуя с выставлением на пятку

Движение № 15. Ход вперед, чередуя шаг с выставлением ноги на пятку.
Исходное положение ног — 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение выполняется на 2 такта, затакт и Исполнитель делает маленький быстрый шаг левой ногой вперед на всю ступню. Колено согнуто. Корпус чуть заметно наклонен вперед. Голова поднята лицом к зрителю.
Исполнитель резко выставляет правую ногу вперед на пятку. Колено вытянуто. Носок поднят вверх. Левая нога на всей ступне, согнутая в колене. Корпус слегка наклонен вперед. Голова в том же положении.
Пауза. Повторение движения на «затакт и», но исполнитель делает маленький, быстрый шаг правой ногой вперед на всю ступню. Корпус и голова в том же положении.
Исполнитель резко выставляет левую ногу вперед на пятку. Колено вытянуто. Носок поднят вверх. Правая нога на всей ступне, согнутая в колене. Корпус и голова в том же положении.
Пауза.
Повторение движения на «затакт и». Движение выполняется четко. Корпус все время слегка наклонен вперед. Голова поднята, и исполнитель, улыбаясь, смотрит на зрителя.

В некоторых селах Юго-Восточной Болгарии, которые расположены на горном массиве Странджа, вблизи Черного Моря, получил широкое развитие уникальный обряд, называемый нестинарством. Он устраивается каждый год во время празднования дня Святого Константина и Святой Елены – 21 мая, и представляет собой хождение по раскаленным углям.

В былые времена это умение переходило от отцов детям, и являлось едва ли не смыслом жизни, подобием жречества. Чаще всего танец исполнялся женщинами, которые уже перешагнули возраст, в котором еще можно рожать детей. Одна из них избиралась на роль ведущей нестинарки. Считалось, что в ее силах было наделить других нестинарок своей силой и вдохновением. Наблюдатели за обычаем утверждали, что даже брошенный на угли платок главной нестинарки не воспламенялся, ее дом почитался, как святилище, его именовали словом «Конак» или столниной. В ее жилище по обыкновению хранится часовня святых Константина и Елены.

Среди нестинаров бытует мнение, что именно эти святые прокладывают им дорожку среди раскаленных углей, чтобы их ступни не подгорели. По словам нестинаров, их конечности будто бы остывают, а после прохождения по углям возвращаются в обычное состояние.

Непременным атрибутом танца нестинаров является музыка, издаваемая тыпаном – так называют разновидность большого барабана. Такую мелодию нельзя услышать нигде и ни в какое другое время, как только во время обряда. Между праздниками – а это целый год, нестинарский тыпан со всеми иконами хранится в так называемой нестинарской часовне. Как правило, ее строят недалеко от какого-либо источника с целебной водой.

Именно в его целебных водах перед началом нестинарского шествия и танцев каждый год по-новому обмываются и освящаются тыпан с иконами. Сначала в церкви отслуживали праздничную службу, а затем все, ведомые священником, шевствовали к конаку или столнине. Во главе колонны несли образ Святого Константина. Когда колонна прибывала на место, происходило жертвоприношение, обычно это был ягненок. Затем следовала всеобщая трапеза. Для такой цели у каждого были с собой курбан и особенный обрядовый хлеб.













Фольклор мира







*




**