Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

5. Подскоки с переступаниями

Движение № 5 (комбинированное). Подскоки, вынося ногу то на пятку, то на полупальцы, с последующими переступаниями.
Исходное положение ног — 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4 Движение выполняется на 8 тактов.
Исполнительница подскакивает на всей ступне левой ноги, одновременно ударяя пяткой правой ноги у носка левой.
Ноги присогнуты в коленях. Колено и носок правой ноги направлены вперед. Корпус прямой, свободный. Голова повернута лицом к зрителю.
Исполнительница вторично подскакивает на левой ноге, одновременно подставляя правую ногу на полупальцы сбоку около пятки левой ноги. Согнутое колено и носок правой ноги направлены вперед. Корпус в том же положении.
Повторение 1-го такта.
На четвертую восьмую, то есть на счет «и» исполнительница дополнительно делает маленький подскок на низких полупальцах левой ноги. Правую ногу отделяет от пола. Корпус выпрямляется.
Исполнительница переступает на полупальцы правой ноги. Левую ногу отделяет от пола около правой ноги.
Исполнительница делает маленький подскок на низких полупальцах правой ноги. Левая нога в том же положении.
Исполнительница переступает на полупальцы левой ноги. Правую ногу отделяет около левой ноги.
Пауза.
Повторение 1-го такта, но с другой ноги.
Исполнительница перескакивает на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Одновременно пяткой левой ноги ударяет у носка правой ноги. Повторение 4-го такта.
Повторение 3-го такта, но с другой ноги.
Исполнительница с подскока переступает на левую ногу, затем на правую. Повторение 1—2-го тактов.
7-й—8-й такты
Удары пяткой и носком выполняются с правой ноги. Движение характерно для танца «ситно-жоко». Выполняется очень легко, все время на подскоках.

В Болгарии почитается праздник Святого Константина и Елены. Ежегодно его отмечали с присущим язычеству размахом, жертвоприношениями, кострами, песнями плясками.

Апогеем празднования дня Святого Константина и Елены в Болгарии был танец на раскаленных углях. Большой нестинарский костер начинали сооружать на главном майдане поселка с самого утра. Затем его необходимо было поджечь, чтобы догорел он к вечеру, когда и начинались пляски нестинаров. Угли разравнивали, в виде огромного круга. Каждый сам по себе или сообща, нестинары босиком ступали на раскаленные угли. Они часто меняли ногу, но которой стояли, и приговаривали «вах, вах», входя в особый диалог со святыми Константином и Еленой.

Бытует поверье, согласно которому в момент контакта нестинары обретали способность предсказывать будущее и говорить с душами умерших людей. В танце некоторые пророчили разные стихийные бедствия и давали советы, как от них избавиться. Люди, стоящие вокруг угольного поля, внимательно прислушивались к словам танцующих. Через контакт с «зазеркальным» миром нестинары как будто молились о покровительстве могущественных сил.

Для чужого человека вид танцующих нестинаров в мраке наступающей ночи, с отблесками жара на телах – сильное и волнующее, ни с чем не сравнимое зрелище.

По завершению пляски на углях, все нестинары опять шли в дом главной нестинарки на приготовленную ею трапезу.













Фольклор мира







*




**