Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

11. Переменный ход

11-я фигура. Ха напред. 8 тактов. Музыка В.
1-й—3-й Исполнители стремительно двигаются вперед переменным ходом (дв. № 21, 2-го начиная с правой ноги. Корпус наклоняется вперед. Голова поднята, исполнители, улыбаясь, смотрят на зрителя. Ход выполняется по 6-й позиции, опускаясь с пятки на всю ню, на 1-й и 3-й такты — с правой ноги, на 2-й такт — с левой. Ноги согнуты в коленях 4-й такт Исполнители на счет «раз» из 6-й позиции прыгают во 2-ю параллельную позиции есть носки ног направлены вперед, колени чуть присогнуты. На счет «два» второй раз подскакивают по 2-й параллельной позиции.
5-й такт Исполнители на счет «раз» с подскока подтягивают обе ноги в 6-ю позицию, опуская всю ступню. Ноги вытягиваются в коленях.
6-й такт Исполнители на счет «раз» резко опускаются в глубокое приседание по 6-й позивд полупальцы. Колени соединены и направлены вперед (дв. № 27).
7-й такт Исполнители на счет «раз» резко поднимаются из глубокого приседания, оставаясь по 6-й позиции. Ноги вытянуты в коленях.
8-й такт Исполнители поднимают правую ногу вперед и на счет «раз» ударяют всей ступней об пол. Нога вытянута в колене. Носок направлен вперед. Одновременно приседают на опорной ноге, не отделяя пятки от пола. Корпус слегка наклонен вперед. Голова поднята, исполнители задорно смотрят на зрителя. На 7-м такте вожак выкрикивает: «скочи хопа». На 8-м такте все вскрикивают: «хопа».

Техника изготовления и украшение кавала

Как древний, так и современный кавал украшают орнаментальной резьбой и декоративными вставками. Существует определенное положение пальцев, которое соответствует национальному орнаменту на кавале, хотя такое положение рук при игре жестко соблюдают только музыканты в Болгарской Государственной консерватории. Современный кавал изготавливают из ценных твердых пород дерева, это может быть бузина, ясень, кизил, сирень, используют металл, пластик, и определенный вид тростника Arundo Donax Linnaeus. Кость, рог или металл используют для декорации свисткового отверстия.

Несмотря на древность этого музыкального инструмента, традиции изготовления и техника игры, близкая той, которую использовала византийская духовная музыка, бережно хранятся по сей день. В настоящее время на кавале играют в коллективах народной песни и танца, используют как сольный инструмент или как часть ансамбля.

Если музыканты играют в паре, то как правило, садятся друг напротив друга, что бы была возможность следить за действиями оппонента. Техника извлечения звука на кавале особая, без практики игры на диагональных флейтах, можно потратить до нескольких недель, что бы получить звучание. В современном мире известен болгарский музыкант Теодосий Спасов, который с детских лет посещал музыкальную школу, где обучался технике игры на кавале. Теодосий Спасов, единственный в мире музыкант создавший неповторимый, уникальный стиль игры, совместив традиционный фольклор с классической музыкой и джазом.

Так же известны мастера этого инструмента Стоянче Костовски, Цвятко Благоев, Стоян Величков, Никола Ганцев.













Фольклор мира







*




**