Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

10. Ситно

10-я фигура. Ситно. 8 тактов. Музыка Б.

7-й—8-й Исполнители на месте восемь раз выполняют «ситно» (дв. № 28), начиная с правой ноги. На 7-м такте вожак выкрикивает: «ха напред». На 8-м такте все вскрикивают: «хопа».

В советскую эпоху изучению национального народно-сценического танца придается огромное значение. Это одна из профилирующих дисциплин в системе среднего и высшего хореографического образования. Опыт советской школы восприняли хореографы стран социалистического содружества. Балетный театр стран социалистического содружества является подлинно народным театром. Его репертуар, его зритель обязывают с особой бережностью относиться ко всему тому, что связано с народными танцами, народными образами. Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью народа, его бытом, трудом, художественным вкусом. Танец не зря называют своеобразной летописью народной жизни. Народ сам хранил свои танцевальные сокровища.

Кавал - инструмент Орфея

Кавал по праву можно назвать самым древним музыкальным духовым инструментом не только Болгарии, но и всей Европы. Появился кавал среди пастухов, которые пасли свои стада на полях, играя в это время на кавале, отчего этот инструмент получил названия пастушья флейта. Пастухи собирались вместе, один начинал играть мелодию, остальные подхватывали, играя на тон ниже. Смысл игры заключался в одновременном звучании мелодии в различных тональностях.

По болгарской легенде, Орфей играл на кавале, и окутывал чарами музыки все вокруг. Этот музыкальный инструмент богат интонационными и техническими возможностями, внешний вид и звук напоминает гобой. Кавал представляет собой продольную флейту, ствол выполнен из дерева, как правило, это черешня, на корпусе располагаются 6-8 отверстий. Так же иногда присутствуют 3-4 отверстия, которые остаются свободными, не зажимаются пальцами, эти отверстия используются для резонирования и подстройки звука. Как раз эти настроечные отверстия называют еще "дьяволовы дыры". В одной народной болгарской сказке говорится о дьяволе, который вызвал однажды пастуха на музыкальное соревнование, и, пока пастух спал, просверлил новые отверстия в кавале пастуха, чтобы расстроить звук. Но вместо этого пастушеский кавал зазвучал еще лучше и интересней, и дьявол проиграл соревнование.

Современный болгарский кавал выполнен с восемью игровыми отверстиями, семь из которых располагаются спереди, и одно сзади, под большой палец, а так же четыре настроечных отверстия, неигровых, располагающихся в конце и между основными отверстиями флейты. В среднем, расстояния между игровыми отверстиями от 20 до 30 мм. Кавал открыт с обоих концов, чем отличается от поперечной флейты. Звукоряд кавала — диатонический. Диатоника это последование, объединение или смешение звуков, это содержание только чистых, малых и больших интервалов и в виде исключения — тритон. Кавал изготавливают из трех частей, это позволяет производить некоторую настройку звучания и упрощает перенос музыкального инструмента. Кавалы делятся на левые, мужские и правые, женские.













Фольклор мира







*




**