Фольклор мира

Народное искусство
Форма искусства
Методика преподавания
Язык дружбы
Болгария
Хорватия
Чешская республика
Германия
Венгрия
Польша
Румыния
Словакия
Татарстан
Сербия
Украина




*

6. Назад спиной

6-я фигура. Ход назад движением «ситно». 8 тактов. Музыка Б.
1-й—8-й Исполнители, продолжая выполнять «ситно», двигаются назад спиной по направлению движения. Движение выполняется восемь раз, все время трамплиния.
На 7-м такте выкрикивает: «свий колени», название следующей фигуры. На 8-м такте все вскрикнули «хопа».

Ведущего во фракийских хоровода называют «баш», замыкающего «куйрук». Обычно это лучшие танцоры. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Иногда движение по кругу останавливается и участии хоровода, не разъединяясь, выполняют различные движения на месте, затем снова продолжают ход по кругу и т. д., в некоторых танцах двигаются зигзагами. Танцы исполняются под пение или оркестр народных инструментов. Для Фракийской области характерны танцы: «сэлскота» (музыкальный размер 2/4), «седидонка», «камишица» (музыкальный размер 7/8), «пловдивская копаница» (2/1б), «сливенско-хоро» (2/4), «водено-хоро» (2/4), «кокиче» (2/1б) и др.

Линии и рисунок танца прекрасно оттеняются национальными костюмами. У женщин — сукман (казакин) темно-зеленый или черный, длинный, с богатой кружевной отделкой около воротника и понизу. Фартук у молодых светлый, с богатой вышивкой. Кофта белая, без вышивки, с кружевами. На голове — платок темно-зеленый с небольшим орнаментом. У мужчин — рубашка тюникообразная, белая, иногда вышитая. Рукава у кисти собраны. Потури (штаны) бежевого цвета или черные с гайтани (шнур, которым выкладывается орнамент). На рубашку надевается элек (безрукавка) из того же материала, что и штаны. Полы элека запахиваются, и сверху повязывается шерстяной красный или черный пояс. На голове — меховая шапка, черная или коричневая.

На создание первого щипкового струнного инструмента человека натолкнуло наблюдение за поведением тетивы в момент, когда охотник спускал стрелу: в этот момент раздавался приятный протяжный звук. К одной струне добавилось еще несколько, их натягивали с разным напряжением, что обеспечивало разную высоту звука. Когда же струны были натянуты на полый ящик, выяснилось, что звук становится еще красивее. Экспериментируя с натяжением струн и формой коробки, мастера создавали монохорд, цимбалы, теорбу. Следующим шагом в развитии струнных инструментов стало открытие смычка – это дало возможность музыканту извлекать длинный, протяжный звук и породило такие инструменты, как скрипка, виолончель. Держат их при игре по-разному. Небольшую по размерам скрипку или альт – в горизонтальном положении; виолончель и контрабас – в вертикальном, упираясь в пол острой подставкой.

Колокола и колокольчики – тоже ударные музыкальные инструменты. У колокольчиков звук несопоставим по силе со звуком колокола, он слабый и нежный. Несколько металлических пластинок, укрепленных на одном бруске – вот что представляет собой этот музыкальный инструмент. Играют на нем палочками, иногда – маленьким молоточком













Фольклор мира







*




**